5 декабря исполнилось 65 лет со дня спуска на воду первого в мире атомного ледокола "Ленин". Об этом рассказали в пресс-службе Адмиралтейских верфей. В 1957 году старейшее судостроительное предприятие Северной столицы называлось "Адмиралтейский завод".
«Наше предприятие всегда являлось площадкой для создания уникальных судов, – отметил генеральный директор АО "Адмиралтейские верфи" Александр Бузаков. – Строительство первого в мире атомного ледокола "Ленин" открыло принципиально новую эпоху не только в отечественном, но и в мировом судостроении. Это большой по своей значимости этап в развитии верфей. Опираясь на бесценный опыт наших предшественников, мы продолжаем строить все более современные суда и корабли для ледокольного флота нашей страны».
Ввод в эксплуатацию ледокола "Ленин" состоялся 3 декабря 1959 года. За 30 лет службы ледокол прошел более 500 тысяч миль, из них 350 тысяч во льдах толщиной 2 метра, провел более 3500 судов Северным морским путем. В 1961 году ледокол «Ленин» осуществил первую в истории высадку дрейфующей научно-исследовательской станции с борта судна. В июне 1971 года ледокол "Ленин" первым из надводных судов прошел севернее Северной Земли.
10 апреля 1974 года «за большой вклад в обеспечение арктических перевозок и в связи с 15-летием судна» атомный ледокол "Ленин" Мурманского морского пароходства был удостоен высшей награды СССР – ордена Ленина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1960 года Адмиралтейские верфи также были награждены орденом Ленина "за успешное выполнение задания Правительства по строительству атомного ледокола "Ленин" и заслуги в развитии отечественного судостроения".
Отметим, проект первого в мире атомного ледокола был разработан ленинградским ЦКБ-15 (ныне ЦКБ "Айсберг"). Проектом атомной паропроизводящей установки (АППУ) занималось ОКБ Горьковского завода №92 (ныне "ОКБМ Африкантов").