UK Atomics - дочерняя компания датской Copenhagen Atomics - подала лицензионную заявку Generic Design Assessment (GDA) для своего малого модульного жидкосолевого ториевого реактора в Министерство бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Великобритании (BEIS).
GDA - это процесс, проводимый Управлением по ядерному регулированию (ONR) и Агентством по охране окружающей среды (EA) для оценки аспектов безопасности, защиты и охраны окружающей среды проекта атомной электростанции, которая предназначена для размещения в Великобритании. Успешное завершение GDA завершается выдачей подтверждения о приемлемости проекта от ONR и заявления о приемлемости проекта от EA. В мае 2021 года BEIS открыла процесс GDA для передовых ядерных технологий, включая малые модульные реакторы (ММР).
Компания UK Atomics подала заявку на свой контейнерный жидкосолевой реактор для прохождения процесса GDA. Реактор, работающий на тяжелой воде без давления, использует “ядерные отходы” и вырабатывает новое топливо из тория. Достаточно малый, чтобы обеспечить массовое производство и конвейерную сборку, данный реактор имеет электрическую мощность 100 МВт.
"В конструкции реактора используются инновационные технологии для выработки энергии с помощью ториевого реактора на расплавленной соли, что позволяет обеспечить мир экологически чистой, надежной и дешевой энергией", - заявили в компании, - "Преимущество этой технологии заключается в отсутствии выбросов парниковых газов и в том, что для производства энергии не используются долговременные ядерные отходы классической атомной промышленности".
На новом объекте в Копенгагене уже построен прототип реактора, который "будет испытан для поддержки целенаправленного процесса утверждения".
"Мы очень рады сделать этот важный шаг к выводу нашей революционной технологии на рынок", - сказал генеральный директор и соучредитель UK Atomics Томас Стинберг, - "Мы считаем, что этот реактор способен значительно снизить нашу зависимость от ископаемого топлива и оказать существенное влияние на "зеленый" переход, а для Великобритании - обеспечить рабочие места и процветание".
Согласно Copenhagen Atomics, реакторы будут развернуты компанией UK Atomics, которая построит, будет владеть и управлять парком автономных реакторов, "в конечном итоге насчитывающим тысячи". Эта бизнес-модель, продающая энергию как услугу, обеспечит экономически эффективное и малорискованное развертывание.
Первый коммерческий малый жидкосолевой ториевый реактор должен начать работу в 2028 году.
Компания заявила, что при низких эксплуатационных расходах и отсутствии капитальных затрат для потребителя, она прогнозирует цену на электроэнергию ниже 40 фунтов стерлингов (48 долларов США) за МВтч.
"Эта цена очень конкурентоспособна и позволит создать новый доступный источник энергии, который может стать движущей силой энергетического перехода в мире", - заявила компания.
"Мы устраняем сложности для тех, кто принимает решения", - сказал соучредитель Copenhagen Atomics Томас Джем Педерсен, - "Компании боятся ответственности за эксплуатацию атомной станции, вывод из эксплуатации и обращение с ядерными отходами. Мы берем на себя все эти заботы и просто поставляем потребителю надежную и экологически чистую энергию".
"Заявка UK Atomics на проект "реактора-дожигателя отходов" - это захватывающий шаг вперед для атомной энергетики нового поколения в Великобритании", - сказал исполнительный директор Ассоциации ядерной промышленности Том Грейтрекс, - "Стартап предлагает еще один инновационный способ производства большого количества экологически чистой энергии для обеспечения энергетической безопасности и достижения наших целей по нулевым выбросам. Великобритания может и должна быть лидером в развертывании таких технологий, и мы с нетерпением ждем прогресса в ближайшие дни".
Rolls-Royce SMR стала первой компанией, подавшей заявку на GDA проекта ММР. Проект реактора с водой под давлением мощностью 470 МВт был принят к рассмотрению в марте 2022 года, и BEIS попросила ONR и EA начать соответствующий процесс.
В декабре компания GE Hitachi Nuclear Energy подала заявку на участие в GDA для своего VVH BWRX-300, а компания Holtec International заявила, что намерена вскоре подать заявку для своего проекта SMR-160.