В январе 2023 года на Западе вновь заговорили о возможности введения санкций против Росатома. Как и ранее, наиболее серьёзными эти обсуждения выглядят в США. Считается, что наиболее активными сторонниками введения атомных санкций в американском парламенте являются сенаторы Джо Мэнчин (демократ) и Джон Барассо (республиканец).
Упомянутые политики хотели бы увязать возможные санкции против "Росатома" с мерами по финансовой поддержке американского ЯТЦ. Особенно это стремление заметно у Барассо, представляющего урановый штат Вайоминг.
Однако большинство республиканцев, контролирующих нижнюю палату конгресса США, не горит желанием выделять на топливные нужды дополнительные миллиарды долларов. Поэтому сторонники санкций предложили министерству энергетики прибегнуть к бухгалтерскому трюку.
Речь идёт о деньгах в сумме 6 миллиардов долларов, зарезервированных для программы "Civil Nuclear Credit" (CNC). Цель программы - поддержка атомных станций. Пока что у программы известен единственный получатель - сумма в 1,2 миллиарда долларов может быть выдана для сохранения в строю АЭС "Diablo Canyon".
Теперь политики, поддерживающие введение санкций против "Росатома", ставят вопрос о расширении списка возможных получателей средств программы CNC и включении в него компаний топливного сектора.
Теоретически такое расширение возможно, если получится доказать, что CNC дублирует в части поддержки атомной энергетики принятый позже закон о снижении инфляции (Inflation Reduction Act).
Но одних только лишь денег будет недостаточно для скорейшего восстановления возможностей США по обогащению урана. Поэтому даже политики, кто поддерживает санкции, признают - ввод санкций будет сопровождаться выдачей разного рода исключений со сроком действия минимум до 2025 года.
Против санкций традиционно выступает ряд эксплуатирующих организаций США, резонно полагающих, что запрет на поставки ОУП из России крайне негативно скажется на их кошельках. Также недовольство слышится из области ядерной медицины, ведь "Росатом" является крупным поставщиком на мировой рынок многих радиоизотопов.
Среди противников санкций в США есть и те, кто считает их лишёнными смысла, так как объёмы поступлений в российский бюджет от атомных экспортных контрактов невелики по сравнению с нефтегазовыми доходами России.
В любом случае, американские санкции против "Росатома" реальностью пока не стали. С уверенностью можно сказать только то, что в феврале обсуждение в США данной темы продолжится, хотя какой-либо конкретики в этом месяце не случится.