Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси отверг обвинения Израиля в "капитуляции" перед Ираном при расследовании иранского ядерного досье.
Атомное агенство "справедливо, но твёрдо", заявил Гросси. Он добавил, что МАГАТЭ "не политизирует" свою деятельность и "не вступает в полемику" с главами государств, имея в виду премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.
Обвинения в адрес МАГАТЭ, высказанные ранее израильским премьером, были вызваны согласием агентства с иранской версией появления частиц урана на объекте, известном как "Мариван".
Частицы были ранее обнаружены инспекторами агентства, и в МАГАТЭ пришли к выводу о том, что эти частицы образовались в результате человеческой деятельности.
Израиль, в свою очередь, утверждал, что частицы служат доказательством проведения Ираном в начале 2000-ых годов на "Мариване" работ в интересах военной ядерной программы.
В докладе GOV/2023/9 гендиректора МАГАТЭ по иранской ядерной программе от 6 марта 2023 года вопрос по объекту "Мариван" формулировался следующим образом:
Агентство располагает информацией о том, что Иран в 2003 году планировал использовать и хранить ядерный материал в "Мариване" для испытаний с использованием взрывчатых веществ.
В ходе осуществления в "Мариване" дополнительного доступа в 2020 году Агентство произвело отбор проб окружающей среды в конкретном месте нахождения, результаты анализа которых свидетельствовали о присутствии частиц урана антропогенного происхождения на одном участке места нахождения "Мариван".
Результаты анализа всей имеющейся у Агентства информации, относящейся к гарантиям и касающейся "Маривана", согласуются с тем, что Иран проводил испытания на открытом воздухе с использованием обычных взрывчатых веществ, в том числе в связи с испытанием защитного экрана в ходе подготовки к использованию нейтронных детекторов на другом участке места нахождения "Мариван".
Согласно представленному Ираном объяснению, частицы урана обязаны своим происхождением работам, которые на "Мариване" проводило "другое государство" в 1960-1970-ых годах.
Компания или государственное ведомство другой страны (саму страну МАГАТЭ в распространённом отчёте не называет) эксплуатировали на "Мариване" рудник. Частицы урана, оставшиеся на объекте, попали туда от "лабораторных инструментов и оборудования", имевшихся на руднике.
Агентство сочло разъяснения Ирана удовлетворительными и закрыло вопрос о "Мариване".
Однако МАГАТЭ по-прежнему настаивает на прояснении вопросов, возникших у агентства по отношению к двум другим объектам, "Туркузабаду" и "Варамину".