Imanbek, казахский диджей, обладатель «Грэмми», первым в мире записал звуки работающего реактора и включил их в саундтрек для финала документального фильма «AtomSound». Команда проекта презентовала его на Петербургском международном экономическом форуме.
Съемки на Ленинградской АЭС длились полтора дня, часть прошла на «пятаке» РБМК‑1000. Imanbek записал вибрации реактора, то самое «звучание атома», ведь звуковые волны — это упорядоченные колебания атомов.
«На станции особенно запомнилась проходная. Проходишь целый час, у тебя все забирают, экипируешься. В плане безопасности все очень строго, — вспоминает музыкант. — А записывать было несложно — рекордер и контактный микрофон».
Идея фильма о природе и энергии звуков принадлежит компании A4Origin, создающей аудиовизуальные и интерактивные продукты, а вот мысль отправиться на атомную станцию пришла в голову диджею.
«Мы мало думаем о том, что такое звук, на нас больше влияют визуальные образы, — говорит соавтор проекта «AtomSound» режиссер Александр Вершинин. — Я сперва хотел делать проект про музыку, а Imanbek меня сориентировал, что надо про сам звук, разобрать его на атомы».
В госкорпорации оперативно отреагировали на запрос.
«Быстро оформили разрешение на съемку, группа приехала на АЭС. Единственное, что вызвало затруднения на проходной, — огромное количество оборудования, — рассказывает и. о. директора департамента коммуникаций «Росатома» Андрей Тимонов. — Imanbek пришел с хорошо сформулированным предложением продукта, который никто раньше не делал: не просто записать звуки, а сделать композицию и снять кино о природе звука. Мы с большим удовольствием поддержали идею, ведь для нас это еще один способ продемонстрировать, что «Росатом» — современная и открытая к экспериментам компания».
«Звуковое решение фильма представляет собой множество художественных образов. Мы создали оригинальные звуковые эффекты, атмосферу и музыку с компонентами звуков атомной станции. В работе был применен гранулярный синтез, записи электромагнитных микрофонов, гидрофонов и другие технологии, позволяющие услышать звуки, недоступные для человеческого слуха в обычной среде», — объясняет генеральный продюсер проекта Алексей Манос.
Сотрудничество на этом не заканчивается: будет собрана библиотека «атомных» семплов, звуковых фрагментов, которые сможет использовать любой желающий.
«Если бы меня спросили, что такое «атомный» звук, я бы сразу вспомнил треск льда, который крошит атомный ледокол, — говорит Андрей Тимонов. — «Росатом» — это не только АЭС, это и центрифуги, и оборудование по производству углеволокна, и многое-многое другое».
Imanbek добавил, что скоро трек «Звучание атома» можно будет услышать на радио. Следующий этап проекта — большой конкурс для музыкантов, которые вписывают «атомные» звуки в свои композиции.