Четвероногий (или, как его часто называют в СМИ, "собаковидный") робот, предназначенный для автономной работы в сложных условиях, прошел испытания на глубине более 400 метров в тоннелях подземного хранилища отработанного ядерного топлива "Онкало", расположенного в окрестносях финской АЭС "Олкилуото".
Испытания были организованы Европейским сообществом по атомной энергии (Евратом) совместно с финской компанией Posiva Oy, занимающейся утилизацией радиоактивных отходов.
Эксперименты были проведены ещё в июне, но результаты обнародованы только сейчас. Исследовательская группа под руководством швейцарской робототехнической компании ANYbotics посетила Олкилуото, чтобы проверить работоспособность робота ANYmal в подземных сооружениях.
Разработка робота ANYmal велась в течение многих лет. Создателями компании ANYbotics стали выходцы из Швейцарского технологического института EHT. Группа исследователей из этого учебного заведения построила первого четвероногого робота еще в 2009 году, а для коммерциализации этой технологии в 2016 году была основана компания ANYbotics.
Робот ANYmal использует лазерные датчики и камеры для наблюдения за окружающей средой, и может очень точно определять собственное местоположение. Комбинируя данные наблюдения с данными о местоположении - например, с картой или данными сканирования местности, - он может в случае необходимости самостоятельно планировать свой навигационный маршрут
Как отметили представители компании Posiva, хранилище "Онкало" представляет собой уникальную возможность испытания подобных роботов в подземных условиях. По их словам, аналогичные проекты пунктов подземного захоронения ОЯТ существуют и в ряде других стран, но ни один из них не находится в настолько высокой степени готовности.
В ходе испытаний робот длиной 93 см, шириной 53 см, высотой 89 см и массой около 50 кг перемещался по туннелям "Онкало" около 1,5 часов. При полностью заряженном аккумуляторе робот может работать до 2 часов. Задача состояла в том, чтобы проверить, насколько далеко может продвинуться робот в условиях "Онкало" на одном заряде аккумулятора и есть ли в тоннеле участки, по которым робот не сможет продвигаться.
Для проведения теста робот сначала "прошелся" по намеченному маршруту с помощью дистанционного управления и отсканировал карту в своей внутренней системе. В ходе испытаний робот двигался по отсканированному маршруту автономно, хотя все время находился в прямой видимости с исследовательской группой.
При этом он был доступен для дистанционного управления в любой момент, например, в случае опасности. В роботе были запрограммированы различные функции безопасности. Например, он объезжал препятствия на маршруте с определенного безопасного расстояния и останавливался, если что-то попадало в зону его безопасности.