22 июня 2018

В Финляндии начинается полномасштабное испытание пункта захоронения ОЯТ в Онкало

Atomic-Energy.ru

Финская компания по обращению с РАО и ОЯТ Posiva заявила, что в ближайшее время начнет полномасштабные испытания по окончательному захоронению отработавшего ядерного топлива на подземном объекте Онкало рядом с АЭС Олкилуото.

Цель испытаний состоит в том, чтобы продемонстрировать, что процесс окончательного захоронения ОЯТ будет осуществляться полностью в соответствии с проектом, что является условием для получения лицензии на эксплуатацию строящегося хранилища.

Площадка для строительства пункта захоронения ОЯТ (репозитория) была выбрана в 2000 году рядом с АЭС «Олкилуото». На следующий год это решение было одобрено парламентом Финляндии. Компания Posiva (принадлежащая операторам двух финских АЭС - Fortum и TVO) подала заявку на получение лицензии на строительство в Министерство экономики в декабре 2013 года по итогам работы подземной испытательной лаборатории Онкало, которая и должна стать основой для пункта захоронения. В ноябре 2015 года правительство Финляндии выдало лицензию на строительство пункта захоронения, которое началось в 2016 году. Однако для начала эксплуатации хранилища требуется отдельная лицензия.

План Posiva заключается в том, чтобы ОЯТ было на наземном объекте инкапсуляции размещалось в медно-стальные контейнеры, которые впоследствии будут помещены в подземное хранилище на глубине 400-450 метров. Ожидается, что работа хранилища начнется в 2023 году.

19 июня 2018 года Posiva заявила, что полномасштабное тестирование системы начнется с середины лета. Это испытание должно продемонстрировать надёжность хранения отработанных топливных сборок (ОТВС) в контейнерах, помещённых в тоннели и изолированных от окружающей среды бентонитовой глиной. Испытание будет включать размещение в 50-метровом туннеле на глубине около 420 м двух испытательных приборов, по виду аналогичных контейнерам для ОЯТ, и содержащих нагревательные элементы для имитации остаточного тепла используемого топлива. Условия в туннеле будут контролироваться с помощью около 500 датчиков.

По утверждению Posiva, это первые испытания подобного рода в мире.