Первый этап пробного размещения контейнеров в хранилище отработанного ядерного топлива Onkalo успешно завершен, сообщила финская компания Posiva, занимающаяся обращением с радиоактивными отходами.
В хранилище отработанное топливо будет помещаться в коренные породы на глубину около 430 метров. Система захоронения состоит из плотно закрытого железомедного контейнера, бентонитового буфера, ограждающего контейнер, материала для засыпки туннелей из вспучивающейся глины, уплотнительных конструкций туннелей и помещений, а также ограждающей породы.
В конце августа компания Posiva объявила о начале пробного запуска - который, как ожидается, займет несколько месяцев - комплекса окончательного захоронения, хотя и без отработанного топлива. Четыре канистры будут помещены в отверстия глубиной восемь метров, расположенные в туннеле окончательного захоронения длиной 70 метров. Затем туннель для будет заполнен бентонитовой глиной и закрыт бетонной пробкой. Пробный запуск также включает в себя извлечение "поврежденной" канистры обратно на поверхность земли. Posiva отметила, что на этапе пробного пуска оборудование и системы комплекса окончательного захоронения будут впервые испытаны вместе в соответствии с запланированными процессами.
Компания объявила о завершении первого этапа испытаний - передаче тестового транспортного контейнера с отработанным ядерным топливом из временного хранилища Teollisuuden Voima Oyj (TVO) на атомной электростанции "Олкилуото" на расположенный поблизости завод по инкапсуляции Posiva по заранее оговоренному маршруту.
Передача, осуществляемая компанией Posiva, в значительной степени соответствует тем же процедурам, которые используются при передаче топлива на электростанции TVO, но контейнер, используемый в пробном запуске, - это тестовый транспортный контейнер компании, - заявили в Posiva.
«Транспортное средство, перевозящее топливо, движется с максимальной скоростью пять километров в час и сопровождается сотрудниками службы безопасности. Сотрудники службы безопасности также блокируют доступ других транспортных средств на маршрут, чтобы обеспечить бесперебойную и безопасную работу по перегрузке».
После того как Posiva начнет полноценную эксплуатацию хранилища, перемещение отработанного топлива из временного хранилища на объект будет происходить каждые несколько недель в соответствии с аналогичными процедурами, отметили в компании.
Теперь испытание продолжится заполнением и закрытием канистры, которое осуществляется полностью с помощью дистанционного управления в помещениях, защищенных от радиации.
Компания Posiva подала заявку на получение лицензии на эксплуатацию хранилища на период с марта 2024 года до конца 2070 года. Окончательное решение по заявке будет принимать правительство, но предварительно необходимо получить положительное заключение Управления радиационной и ядерной безопасности Финляндии (STUK). Регулятор приступил к рассмотрению заявки в мае 2022 года, придя к выводу, что Posiva предоставила достаточно материалов. Министерство просило STUK вынести заключение по заявке к концу 2023 года. Однако в январе этого года STUK попросил продлить срок предоставления заключения по заявке Posiva на получение лицензии на эксплуатацию до конца 2024 года.
Компания Posiva разместила на YouTube видеозапись переноса испытательного транспортного контейнера.