Госкорпорация «Росатом» прорабатывает вопрос о дноуглублении порта Тикси (Якутия) до 8 м. Об этом на стратегической сессии «Российские порты: новый импульс развития портового сервиса» в рамках выставки «Нева 2023» в Санкт-Петербурге рассказал заместитель директора дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко.
«Идет работа по анализу, куда завозить и какие виды грузов, какими судами. Если в Тикси глубина от 3,5 м, то никакой большой пароход с осадкой 8 м не зайдет. Хотя это было бы удобно: одним судном, полностью загруженным, обеспечить значительный объем груза. А дальше, если мы идем по пути строительства ледоколов с большой осадкой, то придем к тому, что Тикси нужно существенно углубить», — сказал он.
Как уточнил Максим Кулинко, Минобороны России настаивает, что порт Тикси должен иметь двойное назначение и осадку 8-8,5 м, а также работать практически круглогодично.
«Есть даже соответствующее поручение на этот счет. Мы в этой части работаем и проводим анализ затрат и тех объемов дноуглубления, которые нужно сделать. Но параллельно с этим, если не брать вопросы безопасности государства, кто-то должен принять это на баланс. И за счет портовых сборов еще и поддерживать глубину. Тут совсем другая история. Как только нет грузопотока, через год-два это все заиливается, а денег у бюджета нет», — пояснил он.
Морской порт Тикси расположен на побережье арктического моря Лаптевых, губа Буор-Хая, бухта Тикси. Тикси — ключевое звено в системе доставки в Якутию жизнеобеспечивающих товаров, топлива и материалов в рамках северного завоза в течение более короткой навигации по сравнению с другими портами Арктики. Морской порт может принимать суда с осадкой до 5 м.
Распоряжением правительства РФ от 27 мая 2023 года порт Тикси включен в перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов.
В 2022 году порт Тикси с учетом терминалов обработал более 481 тыс. тонн генеральных и наливных грузов.