Состоялось совместное совещание по вопросу строительства глубоководного морского порта «Найба» и развития нефтегазовых месторождений в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) под руководством первого заместителя Председателя Правительства РС(Я) Джулустана Борисова и заместителя генерального директора – директора Дирекции Северного морского пути Государственной корпорации «Росатом» Вячеслава Рукши.
В своем вступительном слове Джулустан Борисов напомнил, что одной из важнейших стратегических задач является развитие Арктической зоны РФ и Северного морского пути. Якутия успешно справляется с этой задачей. Агломерация Тикси-Найба в Якутии вошла в число опорных 16 населенных пунктов Арктической зоны страны с целью обеспечения Северного морского пути, в том числе по аварийно-спасательным работам.
«Запуск проекта строительства порта Найба будет способствовать оптимизации затрат, сокращению сроков доставки Северного завоза, улучшит снабжение республики социально значимыми продуктами и товарами, расширит их ассортимент, обеспечит стабильное развитие крупных инвестпроектов в Арктической зоне РС(Я). Это развитие Восточной части Северного морского пути, расширение акватории, а также решение приоритетных задач инфраструктурного развития и реализации инвестиционных проектов на территории Якутии в сфере промышленности и транспортной инфраструктуры, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства», – подчеркнул первый вице-премьер.
По его словам, есть ряд недропользователей, заинтересованных в строительстве порта, с промышленными участками разной стадии изученности, которые в перспективе могут обеспечить необходимую загрузку порта Найба.
Джулустан Борисов отметил необходимость включения строительства порта Найба в федеральный проект комплексного плана развития Северного морского пути, он попросил поддержать данную инициативу и внести ее на рассмотрение Правительства РФ.
«Республика намерена и дальше развиваться по всем направлениям, но есть одно значительное ограничение. Это дефицит провозных, портовых и энергетических мощностей. Порт Найба – тот транспортный коридор, через который будет транспортироваться продукция нефтегазовой отрасли и будет обеспечено промышленное развитие Арктической зоны республики», – резюмировал Джулустан Борисов.
В ходе обсуждений Вячеслав Рукша отметил важность создания круглогодичного глубоководного морского порта в Восточной части Северного морского пути на территории Якутии для обеспечения нужд Северного завоза и реализации промышленного потенциала Арктической зоны РС(Я).
Заместитель руководителя Федерального агентства по недропользованию Орест Каспаров подтвердил большой потенциал минерально-сырьевой базы Арктической зоны Якутии. Он также отметил необходимость проведения геологоразведочных работ.
Со стороны республики также выступили министр транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) Владимир Сивцев с подробной информацией о планах по созданию глубоководного морского порта в с. Найба и министр промышленности и геологии РС(Я) Максим Терещенко с информацией об оценке грузовой базы порта, в частности минерально-сырьевом потенциале Якутии в зоне тяготения порта.
На встрече также присутствовали представители Газпромбанка, с которыми на Восточном экономическом форуме в 2023 году Якутия заключила соглашение о сотрудничестве по строительству глубоководного морского порта в с. Найба Булунского района Якутии.