Власти Республики Саха (Якутия) рассчитывают, что глубоководный порт Найба, расположенный южнее действующего порта Тикси, будет введен в эксплуатацию в 2028-2029 годах.
На подготовительный период выделяются 2025-2026 годы, на строительство причалов — 2026-2028 годы. Исследования акватории в 2025 году проведет ФГУП «Гидрографическое предприятие» (входит в госкорпорацию «Росатом»). Об этом рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев на конференции «День инвестора», организованной Минвостокразвития в Москве.
По словам Владимира Сивцева, сегодня идея строительства глубоководного порта в районе села Найба, возникшая три года назад, находится на стадии декларации о намерении.
«Нужно провести изыскания, обосновать инвестиции. По нашим оценкам, в выбранном районе достаточные глубины, порядка 14-17 м, однако нужно определить границы. Исследования акватории будут проведены «Гидрографическим предприятием» в 2025 году. Планировалось провести их в августе 2024 года, однако по ряду причин они были перенесены», — сказал он.
Глава регионального Минтранса сообщил, что «проект пока не структурирован по источникам и графику финансирования». При этом власти рассчитывают привлечь инвесторов, которые «готовы начать с оборота в 300-600 тыс. тонн». Это, по его словам, могут быть как добывающие, так и транспортные предприятия.
Он добавил, что проект рассчитан на грузовую базу нефтегазохимических кластеров в Арктической зоне и Кючусского кластера (добыча золота, олова и других металлов), его предполагается реализовать в два этапа, размер инвестиций первого этапа составляет около 30-60 млрд рублей, к 2028 году проектный грузооборот порта составит 1,5 млн тонн в год, из них 1 млн тонн наливные грузы, 0,5 — сухогрузы. К 2035 году планируется увеличить мощность до 3,2 млн тонн, из которых 2 млн тонн составят наливные грузы.
На первом этапе планируется построить 2 причала — для сухих и наливных грузов. По плану, к порту должен быть в два этапа проложен автозимник продленного действия (период 2025-2026 годы) с перспективой развития до круглогодичной двухполосной автодороги (2027-2032 годы) протяженностью 347 км, включая 7 мостов. Дорога свяжет порт с Кючусским кластером, а также с рекой Лена, выходящей на Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, которая в свою очередь связана с Транссибом и напрямую с КНР.