На Горном форуме «Майнекс‑2023», проходившем в начале октября, отдельная сессия была посвящена перспективным проектам в сегменте редких и редкоземельных металлов. Мы узнали о планах предприятий в контуре «Росатома».
Спрос на литий, ключевой компонент аккумуляторов, к 2030 году составит 2,5–3 млн т в пересчете на карбонат лития. В России этот металл пока не добывают, но вскоре ситуация должна измениться.
В феврале «Полярный литий», совместное предприятие «Росатома» и «Норникеля», получил лицензию на разведку и добычу на месторождении Колмозерское. Начаты работы по строительству дороги, линий электропередачи (от Кольской АЭС) и временного вахтового поселка. Для жилья хотят использовать легкие, прочные и устойчивые к коррозии композиты производства компании «Юматекс».
При добыче 2 млн т руды в год утвержденных запасов месторождения хватит на 40 лет. Но, как сообщил гендиректор «Полярного лития» Игорь Демидов, разведка выявила новые рудные тела с более высоким, чем в утвержденных запасах, содержанием лития. По предварительным данным, после переоценки объем запасов вырастет на 30–50 %. В этом году буровые работы должны быть завершены, в середине 2026‑го запланирован ввод в эксплуатацию первой очереди комбината. Предполагается, что в опытно-промышленном режиме будет перерабатываться порядка 400 тыс. т руды в год с выпуском около 5 тыс. т карбоната и гидроксида лития. Задача — отладить технологию и стабильно получать продукт батарейного качества.
Обогатительная фабрика на Колмозерском месторождении будет поставлять 6 %-ный концентрат оксида лития Химико-металлургическому заводу, который построят на промплощадке Кольской горно-металлургической компании (принадлежит «Норникелю»). Там есть инфраструктура, реагенты и проч. После выхода на полную мощность завод должен производить 22,5 тыс. т карбоната и 25,5 тыс. т гидроксида лития в год. Также «Росатом» и «Норникель» обсуждают следующий передел — производство катодных материалов.
О планах единственного в России предприятия, добывающего руду и выпускающего концентраты редких и редкоземельных металлов, рассказал начальник управления по развитию и технологии Ловозерского горно-обогатительного комбината (ГОКа) Олег Жуланов.
Ключевая задача — увеличить производство. Это нужно и самому комбинату, который нарастит выручку, и единственному покупателю редкоземельных концентратов Ловозерского ГОКа — Соликамскому магниевому заводу, который уменьшит себестоимость своей продукции благодаря снижению удельных затрат. Поэтому нужна геологоразведка.
Во-первых, ГОК ведет разведку на небольшом участке на юго-западном фланге действующего рудника. Работы почти завершены, вскоре будут поданы документы на добычу. Запасов участка хватит на два-три года. Во-вторых, на руднике намерены построить слепой (из подземной выработки) ствол и вскрыть три горизонта. Их будут отрабатывать пять — семь лет. Третий проект — отработка россыпи в северной части Ловозерского массива. По текущим данным, в ней 230 млн м3 песков, содержащих почти 850 тыс. т лопарита. Запасов хватит на 20 лет. И четвертый проект — отработка участка Аллуайв, который пока находится в нераспределенном фонде недр.
Кроме того, на комбинате изучают технологии переработки отходов горного производства с получением не только лопаритового, но и нефелинового концентрата, который используется в России для производства алюминия. Сначала планируют охватить отходы действующего производства, затем — накопленные.
Проекты развития этого завода — строительство цеха, где будут разделять коллективные концентраты редкоземельных металлов, и создание производства металлического тантала. Ни того ни другого в России пока нет. «Технология разделения коллективных концентратов уже показала свою применимость в лаборатории. Проработка должна завершиться в следующем году. Тогда же будут решаться все вопросы по оборудованию и компоновке будущего цеха. У нас есть старые здания, планируем их демонтировать, — сообщил «СР» гендиректор завода Руслан Димухамедов. — Также мы восстановим полную производственную цепочку и будем выпускать металлический тантал. Наши покупатели будут перерабатывать слитки в разные формы проката и порошков для российской электронной промышленности».
В этом году первая очередь ГОКа должна выйти на проектную мощность — добычу 575 тыс. т песков в год с выпуском 11,4 тыс. т ильменитового (титансодержащего) концентрата (5 % потребности России), а также 3,7 тыс. т цирконового и 0,8 тыс. т рутиллейкоксенового (также титансодержащего) концентратов (39 % и 12 % потребности соответственно). Инвестиции в проект составили 4,2 млрд рублей.
По расчетам, благодаря отработке Кусковско-Ширяевского участка комбинат нарастит мощность на 6,9 млн т песков в три этапа (к 2030, 2031 и 2032 годам). К 2033 году вторая очередь должна выйти на проектную мощность и выпускать 148 тыс. т ильменитового концентрата, 47,6 тыс. т цирконового и 10,5 тыс. т рутиллейкоксенового.
Отрасль редких и редкоземельных металлов нуждается в господдержке, считает Руслан Димухамедов. Нужны ввозные пошлины, защищающие российских производителей, и субсидирование убытков, если рыночная конъюнктура ухудшится. «Иначе мы не удержим наши производства», — сказал он.
Олег Жуланов предложил создать госфонд, нацеленный на производство минерально-сырьевой базы. Он должен пополняться за счет частичного перечисления налога на добычу полезных ископаемых. Может помочь снижение налога на прибыль на сумму инвестиций в геологоразведку, госзаказ на отдельные работы, переуступка налоговых льгот на геологоразведку в пользу перерабатывающих предприятий, заинтересованных в развитии сырьевой базы.
Это — для выживания. Для развития нужны длинные дешевые кредиты — на несколько десятков лет под 2 %. Именно они позволили китайским предприятиям нарастить объемы в разы. Например, производство титана в Китае за 20 лет выросло почти в 26 раз, с 7 тыс. до 181 тыс. т. Этот опыт, уверен Руслан Димухамедов, надо использовать и в России.