Медики все чаще используют разработку ученых и инженеров саровского ядерного центра: уже более 200 аппаратов для терапии оксидом азота «Тианокс» помогают лечить пациентов в России, начинаются поставки за рубеж. На новом производстве в Сарове планируется выпускать до 2 тыс. аппаратов ежегодно. А физики уже проектируют высокодозные устройства и устройства комбинированного воздействия оксида азота и других медицинских газов.
На конгрессе «Инновационные технологии применения медицинских газов в современной клинической практике», прошедшем в октябре в Москве, первый доклад был посвящен «Тианоксу».
«С вводом этого аппарата в практической медицине активизировалось развитие новых методик, обещающих увеличение средней продолжительности жизни в стране», — сообщил в своем выступлении заместитель научного руководителя Российского федерального ядерного центра «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (РФЯЦ-ВНИИЭФ) член-корреспондент РАН Виктор Селемир.
Основное применение «Тианокса» — в кардиологии. У пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы зачастую поднимается давление в малом круге кровообращения. Единственный приемлемый способ снизить давление — ингаляция монооксидом азота. Также «Тианокс» эффективен при легочной гипертензии (чаще всего это случается у новорожденных), когда сосуды легких входят в спазм. И в этом случае действенное средство — оксид азота, подчеркнул Виктор Селемир.
«Тианокс» получает оксид азота из окружающего воздуха непосредственно рядом с пациентом. Прежде такой возможности не было: баллоны с газом привозили в больницы со станций. Но при хранении в баллонах оксид азота быстро превращается в диоксид — токсичный газ. Вот у ученых и возникла идея разработать компактные генераторы. Сейчас их используют в НИИ скорой помощи им. Склифосовского, Национальном медицинском исследовательском центре акушерства, гинекологии и перинатологии, Национальном медицинском исследовательском центре им. Алмазова, роддомах и санаториях.
В РФЯЦ-ВНИИЭФ собирают 300 аппаратов в год. Но спрос растет — со следующего года планируют выпускать по 500 устройств, а когда в Сарове построят производственный комплекс — по 1–2 тыс., рассказал Виктор Селемир.
Известно, что сделать подобный аппарат пытаются в нескольких странах, есть даже пилотные образцы, но клинические исследования они пока не прошли.
«В России разработан не имеющий мировых аналогов аппарат. Это уникальный случай, когда российская медицина совместно с физическими школами Российской академии наук и «Росатома» решила проблему раньше, чем это сделали в других странах, — отметил Виктор Селемир. — И этим обстоятельством надо пользоваться. На очереди у нас высокодозные аппараты для лечения пневмоний различной этиологии. Практически готов аппарат для протекции внутренних органов при серьезных операциях — когда в кровь попадает свободный гемоглобин, это сильно влияет на внутренние органы, в частности на почки. Негативные последствия можно купировать с помощью нашей новой установки».
Добавим, что «Тианокс» может применяться для лечения пациентов на искусственной вентиляции легких и тех, кто дышит самостоятельно.
Недавно пульмонологи Сеченовского университета впервые использовали «Тианокс» для терапии внебольничных пневмоний.
«Если подавать газ на короткое время в высоких дозах, можно добиться противоинфекционного эффекта, — рассказал академик РАН Сергей Авдеев, главный внештатный пульмонолог Минздрава РФ, директор клиники пульмонологии и респираторной медицины Сеченовского университета. — Мы отмечаем положительный эффект с точки зрения поведения маркеров воспаления, сокращается время госпитализации пациентов и с внебольничными пневмониями».
В первом исследовании приняли участие 120 добровольцев, сейчас набирается новая группа. На основании серии исследований пульмонологи подготовят клинические рекомендации.
Но первая оценка уже есть. Сергей Авдеев охарактеризовал «Тианокс» так: «Достаточно компактен, удобен и безопасен в применении. Есть возможность регулировать дозу. Проводится мониторинг оксида азота, метгемоглобина — это основные критерии безопасности. Для врача очень важно отслеживать параметры, которые подтверждают безопасность терапии и отсутствие побочных эффектов».