В 2024 году в России будут разрабатывать и новые правила работы с отходами, и новые меры ответственности за их нарушение. В целом, сегодня создаётся новая отрасль – по обращению с высокоопасными и твёрдыми коммунальными отходами. Об этом заявил член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Олег Цепкин.
Сенатор – соавтор закона, одобренного СФ 22 декабря, который предусматривает новые штрафы за нарушение порядка представления информации в федеральную государственную информсистему учёта и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Цепкин рассказал, что ежегодно таких отходов производится 300-350 тыс. тонн на промышленных предприятиях, и столько же — у населения. Это в том числе использованные батарейки, севшие телефонные и автомобильные аккумуляторы, содержащие ртуть лампы.
Такие отходы по степени своего возможного влияния на окружающую среду и здоровье людей сравнимы с запрещённым химическим оружием. И если текущее образование отходов не будет в стране должным образом утилизироваться, мы будем формировать новые объекты накопленного вреда (ОНВ) — речь идёт о свалках с токсичными отходами
Сенатор напомнил, что именно Совет Федерации инициировал создание в РФ систем учёта высокоопасных отходов. Они должны иметь в виду все промышленные предприятия и фиксировать всё движение отходов. В итоге реализация задачи поручена Росатому, где создали для этих целей Федерального экологического оператора.
«Кстати, первым объектом, который они сдали два года назад, стала самая большая в Евразии свалка бытовых отходов в Челябинске, центральном городе региона, который я представляю в Совете Федерации»,
— рассказал Цепкин «Парламентской газете». После этого по поручению спикера верхней палаты Валентины Матвиенко была образована рабочая группа по мониторингу обращения с высокоопасными отходами.
Парламентарий пояснил, что при рекультивации отходы не вывозят: свалку утрамбовывают и формируют бульдозерами и катками холм, после чего в нём просверливают отверстие на всю глубину, куда забивают трубы, которые потом собирают в одну «нитку» и выводят на поверхность. По трубам метан выходит наружу и сжигается, в дальнейшем планируется его перерабатывать и использовать в промышленных целях.
Наиболее опасные объекты накопленного вреда (ОНВ) сегодня находятся на контроле Росатома, к примеру, полигон Красный Бор в Ленинградской области, Усолье-Сибирское в Иркутской области.
«Стоит сказать, что у Росатома сегодня есть в распоряжении семь заводов, которые в 1990-х годах были построены для уничтожения химического оружия. В настоящее время часть их реконструирована, и уже с 2024 года два таких завода начнут использоваться для утилизации и переработки высокоопасных отходов. Это очень мощная технологическая база для новой отрасли», — подытожил сенатор.
Ранее Председатель СФ Валентина Матвиенко заявляла, что бизнес всё больше осознаёт экологическую ответственность, привыкая соблюдать жёсткие требования в области охраны окружающей среды. При этом, по её словам, нужен баланс «кнута и пряника», а пока в России с поощрениями сложно.