Компания «ТомБат», резидент ТОР «Северск», почти 20 лет занимается рециклингом советских чугунных батарей. Как оказалось, на этом можно построить успешный бизнес. Издание «Страна Росатом» обсудило с главой фирмы Иваном Шишковым, как атомщик стал предпринимателем, чем российские радиаторы лучше китайских и какой вклад в мировую экологию вносит скромная региональная компания.
«Мы лидеры на российском рынке восстановленных чугунных радиаторов по объемам выпуска продукции. «ТомБат» занимается рециклингом — перерабатываем вторсырье, досконально проверяем его на соответствие нужным параметрам и превращаем в новый продукт», — утверждает Иван Шишков.
В 2023 году «ТомБат» переработал и вернул на рынок стройматериалов порядка 200 тыс. секций чугунных радиаторов. В пересчете на вес — 1,5 млн т чугуна. В сутки предприятие проводит рециклинг порядка 10 т старых радиаторов при штатной численности сотрудников в 40 человек.
Бизнес по переработке батарей стартовал в 2006 году. В тот год Иван Шишков, выпускник Томского политеха, работал инженером на Сибирском химкомбинате (СХК) по контракту с американскими заказчиками.
«Это была интересная работа — постоянные контакты, встречи, командировки. Когда финансирование проекта закончилось, началась рутина. К этому моменту мы с братом уже потихоньку развивали собственный бизнес по восстановлению чугунных батарей, и я переключился на него. Мне это было интересно, практически хобби», — вспоминает Иван Шишков.
Технологию рециклинга братья-предприниматели изучили, будучи студентами. Но внесли свои коррективы: вместо обработки старых батарей каустической содой и промывки проточной водой они избрали высокотемпературную обработку и промывку под большим давлением каждой секции по отдельности. Площади для нового производства арендовали в пустующих цехах СХК. Вскоре Иван Шишков покинул «Росатом» и с головой ушел в частный бизнес.
Отслужившие свой срок старые чугунные батареи (как правило, еще советские) «ТомБат» закупает на рынке вторчермета. Радиатор разбирают на отдельные секции — на этом этапе проходит первая отбраковка. В брак попадает порядка 15 % от общего числа радиаторов, поступивших на площадку. Прошедшие первую ступень проверки секции помещают в электрическую печь с рабочей температурой 400 °С. В итоге весь осадок, накопленный во внутренних полостях, превращается в мелкодисперсную пыль. После остывания секции отправляют на гидромойку, где под высоким давлением производится финальная чистка снаружи и внутри.
«Эти операции позволяют нам идеально очистить радиатор, оставляя только заводской чугун. Дальше секция идет на станок, это наша собственная разработка. На нем каждая секция проходит опрессовку: в нее под давлением закачивают воздух, после чего опускают в емкость с водой. Так мы проверяем герметичность батарей. Все процессы на станке автоматизированы. Это второй этап отбраковки. Потом прошедшие проверку секции отправляются на сборку с новыми заводскими прокладками. В финале их опускают в ванну с грунтовкой, и радиатор готов к отгрузке на объект», — рассказывает директор «ТомБата».
Отходов в процессе рециклинга почти не образуется. Те, что есть, — невысокого класса опасности. А вот переплавка привела бы к большому объему выбросов CO2. По словам Ивана Шишкова, при переплавке 1 т чугуна в атмосферу попадает порядка 2 т диоксида углерода. Соответственно, перерабатывая 1,5 млн т чугунных радиаторов, компания предотвращает выброс в атмосферу почти 3 млн т углекислого газа ежегодно.
Одна из причин коммерческого успеха проекта — экономика рециклинга. Старые радиаторы закупают по цене вторчермета. Обновленные и прошедшие все ступени проверки, они на 30 % дешевле новых.
Статус резидента ТОР «Северск» компания «ТомБат» получила одной из первых, в октябре 2020 года. «Исторически сложилось так, что мы арендовали и отремонтировали пустующие площади на СХК еще до того, как они стали частью территории опережающего развития. Но отказываться от налоговых льгот и преференций ни один бизнесмен не станет. Льготы у нас существенные, что позволяет снижать отпускные цены на наши радиаторы», — отмечает Иван Шишков.
План по созданию рабочих мест и объему инвестиций, обязательный для резидентов ТОР, «ТомБат» выполнил без труда. В 2021 году компания вслед за большинством контрагентов перешла на упрощенную систему налогообложения, что также позитивно сказалось на ее экономическом благополучии. По словам директора, объем выручки «ТомБата» ежегодно растет на 25–30 %.
Свои радиаторы компания поставляет не только на отечественный рынок, но и в соседние страны: Киргизию и Казахстан. В нынешнем году «ТомБат» планирует увеличить объемы поставок.
«В сентябре прошлого года мы участвовали в отраслевой международной выставке Aquatherm Almaty 2023, которая проходила в Казахстане. Мы были там единственной компанией, которая поставляет чугунные радиаторы. Изделия, произведенные еще в СССР, пользуются большим спросом. Китайские поставщики тоже производят чугунные радиаторы, но они почти вдвое легче за счет уменьшения толщины стенки. То есть срок их службы не 30–50 лет, а 5–10. Так что нас ждали на выставке и очень интересовались продукцией», — делится Иван Шишков.
«ТомБат» поставляет на строительный рынок как обычные, восстановленные в соответствии с ГОСТом радиаторы, так и дизайнерские изделия зеленого, оранжевого и красного цветов. Есть в каталоге радиаторы с полимерным покрытием и радиаторы в ретростиле с рисунком. Стоимость одной секции самого простого изделия — 680 рублей, секция расписанного радиатора — 9,1 тыс. рублей.