Накануне в Технопарке «Сколково» в рамках форума «Открытые инновации» состоялась сессия Госкорпорации «Росатом» «Новое индустриальное программное обеспечение» (НИПО), на которой были обсуждены итоги реализации правительственной дорожной карты развития этого высокотехнологичного направления.
В сессии приняли участие заместитель Министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, заместитель директора по развитию продукции гражданского назначения – руководитель направления Госкорпорации «Ростех» Павел Бурлаченко, руководитель Центра компетенции по НПТ АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» (ЦКИТ) Александр Данилин, проректор по цифровой трансформации СПбПУ имени Петра Великого Алексей Боровков, директор программы промышленные решения Госкорпорации «Росатом» Сергей Мартынов. Модератором сессии выступила директор по цифровизации Росатома Екатерина Солнцева.
Участники сессии отметили серьезный рывок в развитии различных классов индустриального ПО, который сделала наша страна за последние годы, и подчеркнули систематизирующую роль дорожной карты по НИПО, объединившей для решения общих задач государство и госкомпании, ИТ-вендоров, индустриальных заказчиков, академические структуры.
Реализацию дорожной карты НИПО, которая представляет собой программу комплексного цифрового перевооружения сферы производства, координируют Росатом и Ростех. Она нацелена на снижение критического уровня зависимости российских предприятий от зарубежного промышленного ПО за счет создания и внедрения отечественных индустриальных ИТ-решений, а также формирования импортоопережающего технологического ландшафта промышленности для создания принципиально новых цифровых решений, зарубежные аналоги которых в России не представлены или отсутствуют.
Только за последний год реализации дорожной карты НИПО удалось объединить усилия более 145 компаний-разработчиков, 80 предприятий-заказчиков, 35 индустриальных центров компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений. Как результат, в дорожную карту включены 151 особо значимый проект на общую сумму более 145 млрд. рублей.
Екатерина Солнцева отметила, что вызов, с которым столкнулась страна в связи с уходом иностранных ИТ-компаний, стал стимулирующим фактором развития отечественной цифровой индустрии:
«Освободился огромный рынок, появился спрос со стороны предприятий и возникла реальная возможность развития российского индустриального ПО. Возникший спрос не только способствует замене продуктов ушедших вендоров нашим ПО, но и дает отечественной промышленности конкурентные преимущества, благодаря новым подходам к разработке».
Васили Шпак подчеркнул, что результатом дорожной карты по НИПО стало повышение цифрового технологического суверенитета российской промышленности:
«Преодолев зависимость от зарубежного промышленного ПО, мы получили возможность полностью определять вектор своего развития с точки зрения производственных процессов и технологий. Мы не следуем за решениями, которые нам предлагаются извне. Теперь мы сами в состоянии строить свои бизнес-процессы, создавать свои алгоритмы, повышая свою эффективность, и получать качественно иной уровень экспертизы в области промышленных технологий, включая автоматизацию и цифровизацию. За прошедшие годы нам удалось поверить в себя. Потому что такую масштабную задачу в такие короткие сроки мы решаем в первый раз. И у нас получается».
Павел Бурлаченко отметил, что дальнейшее развитие отечественных программных продуктов следует осуществлять с учетом достижения связности информационных систем, используемых на различных предприятиях:
«Мы умеем создавать свои собственные программные продукты, но не всегда думаем, что они должны быть взаимосвязаны в одной логике и отражать все этапы жизненного цикла производства. Призываю думать о создании полноценной цифровой системы создания новой добавленной стоимости. От цифрового двойника - к цифровой фабрике».
Александр Данилин рассказал, что импортозамещение в сфере НИПО требует выявления «белых пятен» в индустриальном ИТ-ландшафте – незакрытых потребностей заказчиков в отечественных ИТ-решениях, которые необходимо устранять. Эксперт поддержал позицию Росатома, согласно которой предлагается «переходить к реализации и поддержке не точечных проектов, а комплексных кросс-индустриальных платформенных решений, целью которых должно стать покрытие отраслей промышленности российскими решениями».
Сергей Мартынов напомнил, что в минувшем ноябре Росатом вносил предложение о формировании единого информационного пространства в российской промышленности на стратегическую сессию, которая прошла под руководством Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина:
«Индустрия 4.0 предполагает вертикальную и горизонтальную интеграцию информационных систем при создании цифрового предприятия как в рамках отдельного предприятия, так по всей цепочки кооперации. Задача обеспечения бесшовного обмена инженерной и производственной информацией создаст сильное конкурентное преимущество российским промышленникам - позволит выпускать продукцию намного быстрее. Для этого предлагается создать интеграционную платформу, которая объединит различные предприятия и информационные системы в рамках цепочек кооперации при создании сложных высокотехнологичных изделий в едином информационном пространстве».
Алексей Боровков в своем выступлении остановился на имеющемся научно-технологическом заделе для обеспечения потребностей высокотехнологичной промышленности в отечественных цифровых решениях. Эксперт отметил, что исследование мирового рынка сквозных цифровых технологий, проведенное в рамках реализации дорожной карты «НИПО» Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, в целом фиксирует оптимистичные перспективы для решения важнейшей государственной задачи – достижения технологического суверенитета страны в области индустриального ПО. Он также подчеркнул, что внедрение цифровых решений, предусмотренных концепцией Индустрии 4.0, дает менеджменту предприятий возможность формирования эффективных схем принятия управленческих решений, в связи с чем, в частности, актуально создание цифровых двойников с последующей возможностью получать обратную связь на всем жизненном цикле изделия, а также снижать себестоимость его разработки и время вывода на рынок.