Широкое применение полимерных композиционных материалов (ПКМ) в производстве авиатехники уже стало мировой тенденцией. Одна из важнейших отраслей с высокой долей применения ПКМ – вертолетостроение.
В числе деталей, которые изготавливаются из ПКМ – лопасти несущего винта. Однако в процессе эксплуатации лопастей у них возникают различные повреждения и дефекты; опыт показал необходимость прогрессивной технологии для их ремонта в полевых условиях.
Технология, разработанная учеными НИЦ "Курчатовский институт" - ВИАМ, включает в себя несколько стадий. На первом этапе определяется зона повреждения. Применение современных приборов и методов дефектоскопии позволяет с высокой точностью выявлять площадь и глубину повреждения, а впоследствии – осуществлять контроль отремонтированных зон. Далее следует удаление поврежденных слоев и подготовка поверхности ремонтной зоны под склейку с использованием плазмы атмосферного давления. На следующей стадии идет восстановление слоев ПКМ с применением клеев и препрегов с температурой формования до 135 °С, что обеспечивает энергоэффективность процесса.
Ремонт осуществляется с применением мобильной установки, что исключает необходимость отправки поврежденных деталей на специализированные предприятия. Это в несколько раз сокращает и срок ремонта, и издержки на него.