Специалисты НИЦ "Курчатовский институт" – ВИАМ за короткий срок разработали пять новых литейных жаропрочных сплавов. Их отличает высокий уровень механических, технологических и эксплуатационных свойств при относительно низкой стоимости. Сплавы уже применены при литье лопаток и корпусных деталей нового авиационного двигателя ПД-8.
По словам исследователей, сплавы были созданы на основе составов зарубежных аналогов.
"Химические составы сплавов были усовершенствованы за счёт введения микродобавок щелочноземельных и редкоземельных металлов, обеспечивающих снижение содержания вредных примесей, газов и неметаллических включений, а также повышающих механические и эксплуатационные свойства сплавов", — пояснил начальник сектора лаборатории "Жаропрочные сплавы на никелевой основе" НИЦ "Курчатовский институт" – ВИАМ Павел Мин.
Разработанные сплавы по своим технологическим и механическим свойствам превосходят зарубежные и отечественные аналоги. Так, сплав ВЖМ12 для монокристаллических рабочих лопаток турбины при работе в пространстве с температурой 1100°С сможет заменить широко применяемые ренийсодержащие жаропрочные никелевые сплавы. Сплавы ВЖМ200 и ВЖЛ125 отличаются повышенной пластичностью при сохранении высокой прочности. В сплавах ВЖЛ718 и ВЖЛ220 среди других соединений присутствует ниобийтриникель (Ni3Nb): благодаря его свойствам данные сплавы обладают высокой свариваемостью, а это критически важно для создания корпусных деталей.
Материалы уже внедрены в производство: их применили при литье лопаток и корпусных деталей российского авиадвигателя ПД-8. По словам разработчиков, в дальнейшем новые сплавы могут применяться в создании и других газотурбинных двигателей.