Электромобилей в России все больше, и в экспертной среде оживилась дискуссия: не грядет ли дефицит электроэнергии? И если да, что делать: строить объекты генерации и быстрее развивать электросетевую инфраструктуру или стимулировать водителей заряжаться по ночам, чтобы сгладить пики потребления? Разбираемся на примере Москвы и области — лидеров по количеству «электричек».
К 2030 году электромобилей в Москве, по прогнозам столичного департамента транспорта, опубликованным в конце прошлого года, будет 315 тыс., это 6,8 % легкового автопарка. К тому же к 2030 году планируется установить 12,6 тыс. электрозарядных станций (ЭЗС) на дорогах, придомовых территориях, в подземных паркингах, торговых и бизнес-центрах. Какой будет мощность этой сети, мы не знаем, но можем предположить. В Китае и западных странах соотношение быстрых (мощность 150 кВт) и медленных (22–44 кВт) зарядных станций — примерно 40 на 60. Если в Москве будет та же пропорция, мощность всех ЭЗС к 2030 году составит порядка 1 ГВт. Много это или мало для Московской агломерации?
По данным Схемы и программы развития электроэнергетических систем России на 2024–2029 годы, в Москве и области в 2029 году максимум потребления мощности прогнозируется на уровне 21,4 ГВт. Среднегодовой прирост потребления — 1,96 %, порядка 419 МВт, в основном за счет новостроек, сферы услуг и транспорта, где солидная доля у расширяющегося метро. Инфраструктура для электромобилей, если оценка верна, добавит порядка 160 МВт в год.
Однако говорить, что электромобили будут потреблять всю эту мощность, некорректно, объясняют эксперты. Во-первых, ЭЗС подключены к разным точкам питания, так как Москва и область получают электроэнергию с разных электростанций. Во-вторых, ЭЗС работают 30–40 % суток, так как зарядные сессии не происходят одна за другой. Фактически одновременное потребление мощности разными ЭЗС минимально, поэтому электромобили не окажут значимого влияния на энергосистему Московского энергоузла.
«Есть комплексный план развития энергетики. Планы строительства генерирующих мощностей и сетей согласовываются на несколько лет вперед, и заранее принимаются решения, каким образом нивелировать локальный дефицит. Общий прирост потребления в Московском регионе будет покрывать переток по электросетям из соседних регионов», — поясняет директор департамента цифровизации и развития в электроэнергетике «Росэнергоатома» Андрей Кувшинов.
В концерне растущему спросу только рады, он обеспечивает дополнительную выручку. «Удивительно, что об электромобилях кто‑то отзывается негативно, как о потребителе, который придет и спровоцирует энергодефицит. Энергосистемам необходимо развитие. Больше опасений вызывало не то, что электромобилей будет слишком много, а то, что их будут плохо покупать и рынок будет медленно расти», — говорит Андрей Кувшинов.
Парк электромобилей в России пока растет плановыми темпами. Предполагалось, что в начале 2024 года будет 40 тыс. электромобилей, сейчас их немногим более 42 тыс.
«Есть понимание, сколько выпустят наши производители марок «Эволют», «Москвич», «Амберавто» и «Атом». Есть понимание объема импорта, — отмечает Андрей Кувшинов. — В любом случае мы ждем нового потребителя и готовим для него инфраструктуру».
Департамент транспорта Москвы опубликовал данные, иллюстрирующие поведение владельцев электромобилей (см. диаграммы). Зарядками чаще всего пользуются в среду и четверг, днем и вечером, пик — с 18:00 до 19:00. То есть в основном «большие гаджеты» (так участники рынка называют электромобили) заряжают во время рабочего дня или по пути домой. Все станции «Энергия Москвы», по данным с которых строился анализ, — быстрые, зарядиться на них можно за полчаса. И, кстати, пока бесплатно — до 2025 или 2026 года.
Быстрые электрозаправки возле офисов и на промплощадках ставят крупные компании, в первую очередь с госучастием, поскольку им предписано постепенно замещать обычные машины электромобилями. «Росатом» не исключение. Так, у здания входящей в «Росэнергоатом» компании «Атомэнерго», которая занимается установкой электрозарядных станций, две быстрые зарядки. Не все офисы и промплощадки расположены удобно, но станции возле них пока пользуются популярностью — там даже в выходные заряжаются. Это показатель ненасыщенности рынка.
Постепенно развивается и инфраструктура медленных зарядок. Обычно они располагаются на придомовых парковках во дворах многоквартирных домов и в подземных паркингах. Зарядка длится шесть — восемь часов, но оборудование дешевле, да и для аккумулятора электромобиля этот режим более щадящий. В России заинтересованные стороны прорабатывают нормативную базу, которая позволит устанавливать медленные электрозарядки по ускоренной процедуре.
- +19278 - рост парка электромобилей в России в 2023 году (на 41% больше, чем в 2022-м)
- +6797 - рост парка электромобилей в Москве в 2023 году (в пять раз больше, чем в 2022-м). С третьего места по количеству электромобилей в России столица поднялась на первое
Развитие сети медленных зарядок способствует гармоничному распределению нагрузки на энергосистему: на них электромобили в основном оставляют заряжаться на ночь. Стимулировать всех делать так можно разными способами. Самый простой — через тарифы: в часы пик максимальная цена, ночью — минимальная. Прием хорошо работает в Китае, США и Европе. Другой способ — умное распределение нагрузки. Системы управления, встроенные в зарядные станции, начинают зарядную сессию подключенного электромобиля, например, после вечернего пика потребления.
Но электромобиль — это не только потребитель электроэнергии. Это еще и «аккумулятор на колесах», способный электроэнергию отдавать. Например, в маркетинговых материалах концерна Audi отмечается, что автоаккумулятор может более суток быть основным источником электроэнергии для небольшого дома. В развитие этой мысли сформировалась концепция «транспорт для сетей» (vehicle-to-grid), вокруг нее множатся стартапы в разных странах, ее обсуждают регуляторы.
С «транспортом для сетей» владельцы электромобилей смогут зарабатывать, передавая электроэнергию в сеть. В России Системный оператор Единой энергетической системы изучает возможность использовать электромобили в управлении спросом на электроэнергию.
«Сегмент электромобилей в перспективе сможет участвовать в управлении спросом на электроэнергию, помогая сглаживать пиковые значения потребления. «Росэнергоатом» эту тему всерьез изучает», — комментирует Андрей Кувшинов.