Строительство АЭС "Аккую" в Турции идет в соответствии с указанными в контракте сроками, первый энергоблок будет сдан в 2025 году. Об этом заявил в беседе с журналистами, среди которых был корреспондент ТАСС, глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, находящийся в Турции в рамках визита межпарламентской группы дружбы.
«2025 год - это срок ввода первого реактора в эксплуатацию. Работа на нем продолжается и находится на завершающей стадии. Есть уверенность, что станция будет точно введена в строй согласно контрактным обязательствам. Делается все, чтобы ускорить ввод в эксплуатацию», - сообщил Завальный.
Он добавил, что прошедшая ранее "рабочая встреча в Минэнерго Турции как раз была посвящена тому, чтобы создать механизм более быстрой реализации проекта, чтобы оперативнее решать все вопросы", к примеру "вопрос ускорения таможенных процедур для доставки оборудования, оформления персонала".
Депутат заявил, что в ходе контактов в Анкаре была достигнута договоренность "подготовить с обеих сторон список критических вопросов и передать его в соответствующие парламентские комиссии и в министерства энергетики".
«Цель - чтобы отношение к этому проекту было как к совместному. И мы получили заверения, что так и будем работать», - добавил Завальный.
По его словам, с турецкой стороны был задан вопрос о пересмотре корпоративных правил Росатома в части закупки оборудования в контексте его локального производства.
Трудности с досрочным вводом в строй
Комментируя вопрос о том, почему не получилось в соответствии с просьбой Анкары ввести в строй первый энергоблок АЭС раньше, Завальный отметил, что на это повлиял ряд внешних факторов.
«Плановый ввод первого энергоблока по контракту должен состояться в 2025 году. Было пожелание [от турецкой стороны] сделать это раньше, и мы к этому стремились», - сказал депутат.
Однако, по его словам, из-за пандемии коронавируса были введены серьезные ограничения, начались проблемы с персоналом.
«Это сейчас там работают 34 тыс. человек, а тогда мы не могли обеспечить 5-6 тыс. Вторым фактором стало землетрясение в Турции [в феврале 2023 года]. Были сложности в связи с отвлечением строительной техники и средств на ликвидацию последствий землетрясения. Нельзя было остаться в стороне», - указал депутат.
Третьим фактором он назвал санкции против РФ.
«Из-за них задержались поставки уже оплаченного оборудования. Некоторое оборудование до сих пор не поставлено. К примеру, это касается систем выдачи мощности, других устройств, которые ни в России, ни в Турции не производятся. Мы закупали их у компании Siemens. Это оборудование уже заказано в Китае, и в этом году они должны будут нам его поставить», - сообщил депутат.
Завальный пояснил, что, в частности, из-за отказа предоставить специальные суда для погружения под воду блоков водоводов реактора пришлось менять проект, поскольку иного способа монтировать эти конструкции нет.
«Несколько миллиардов долларов были предоплачены за поставку оборудования. Теперь не возвращают ни средства, ни поставляют оборудование», - добавил он.