В Обнинске прошел семинар по развитию кадрового потенциала стран БРИКС в условиях энергетического перехода. Семинар был организован при поддержке Минэнерго России и госкорпорации «Росатом». Во встрече приняли участие официальные делегации из России, ЮАР, ОАЭ, Бразилии, Китая и Египта, а также российские эксперты платформы энергетических исследований БРИКС.
Целью семинара была разработка конкретных рекомендаций по итогам разработанного в 2023 году первого доклада стран БРИКС по развитию рынка труда в энергетической отрасли. С приветственным словом к участникам семинара обратилась статс-секретарь – заместитель министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко.
«Очевидно, что страны БРИКС имеют разные энергетические балансы, разный уровень доступа к энергоресурсами. В этой связи потребности в подготовке специалистов для энергетической отрасли отличаются от страны к стране. При этом у стран БРИКС много схожих задач и сложностей в сфере развития рынка труда и подготовки кадров, и это открывает потенциал для наращивания нашего сотрудничества. Я уверена, что сообща можно достичь значительных успехов в любом направлении», – отметила она.
Одним из важных фокусов семинара стало обсуждение выводов исследования по вопросам развития кадрового потенциала стран БРИКС в условиях энергетического перехода, проведенного в 2023 году под председательством ЮАР. Его ключевые выводы представила руководитель проектов Южноафриканского национального института энергетического развития (SANEDI) Нелисиве Нхлапо. Так, согласно исследованию, страны БРИКС являются мировыми лидерами по количеству работников, задействованных во всех секторах энергетики. В них работает 50% всех сотрудников сектора возобновляемой энергетики (ВИЭ) и 80% сотрудников угольного сектора. При этом основные вызовы, которые сегодня стоят перед странами БРИКС – это старение персонала, работающего в традиционной энергетике, сложности с передачей опыта молодому поколению, необходимость развития у молодежи специализированных навыков, важность объединения стран в области научных исследований, стандартизации квалификаций, распространения программ обмена для студентов и преподавателей, а также разработки совместных программ в области энергетического образования.
За этим последовали выступления делегаций стран БРИКС, которые представили свои национальные стратегии по развитию навыков в энергетическом секторе. Делегация ЮАР рассказала об опыте секторальной системы образования: в стране создано более 20 образовательных учреждений, относящихся к различным секторам промышленности и нацеленных на развитие как конкретных технических, так и «мягких» навыков.
Делегация ОАЭ обозначила основные направления образования, востребованные в условиях энергоперехода. Это экспертиза в области возобновляемой энергетики, энергоэффективности, инженерии и проектирования, цифровых навыков, управления проектами, нормативно-правовой базы, научно-исследовательских и конструкторских работ, общественного просвещения, а также специальных технических навыков.
Делегация Бразилии рассказала об опыте специализированных целевых курсов для студентов, выпускников и профессионалов в сфере ТЭК по ВИЭ, биотопливу, безопасности труда, охране окружающей среды и других. Делегация Египта представила опыт министерства нефти и минеральных ресурсов, реализующего программы для менеджеров среднего и высшего звена в энергетике, программу для развития лидерских качеств и программу обучения в области энергоэффективности.
Опыт российской атомной отрасли представила заместитель генерального директора – директор блока международных инициатив и партнерств Корпоративной академии «Росатома» Гульнара Биккулова. Она дала широкую картину российского энергетического сектора, в котором задействовано 2,6 млн человек. Средний возраст сотрудников – 42 года, женщин – 26%. Гульнара Биккулова отметила, что для улучшения этих показателей «Росатом» ведет большую работу в рамках экосистемы развития кадрового потенциала. Вовлекает в отрасль молодежь через работу с 250 школами «Росатома» и 21 партнерским вузом, реализуя масштабные проекты по популяризации инженерных и технических профессий (хакатоны, конкурсы, чемпионаты профессионального мастерства), а также повышая квалификацию действующих сотрудников через обучение в Корпоративной академии «Росатома», Технической академии и на цифровой платформе «РЕКОРД» mobile. Особое внимание уделяется вопросам гендерного баланса: в госкорпорации запущена женская лидерская программа «Невидимая сила», проводятся школы для студенток технических дисциплин.