В Нижнем Новгороде началось слушание уголовного дела в отношении трех бывших сотрудников Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ, Саров). Их обвинили в систематическом получении незаконного вознаграждения от коммерческих фирм, заранее получавших информацию о закупках института.
Вместе с бывшими снабженцами под судом оказались два поставщика труб и металла. Из пятерых обвиняемых большинство полностью или частично признали вину. Однако бывшие работники ядерного центра рассчитывают доказать, что никакой организованной преступной группы не было. Они выполняли свою обычную работу в автоматизированной системе закупок «Альфа» и ущерба никому не причинили, немного получив себе лично от экономии для предприятия.
В Нижегородском райсуде зачитали обвинительное заключение бывшим сотрудникам РФЯЦ-ВНИИЭФ Олегу Бахтину, Ларисе Гордеевой и Валерию Мартынову. Вместе с ними на скамье подсудимых оказались Владимир Аксенов и Татьяна Лоскутова — семья предпринимателей, поставлявшая федеральному ядерному центру в Сарове трубы и металлопрокат из нержавейки через свои компании «Арс-групп» и «Промарсенал».
Олег Бахтин, бывший ведущий инженер отдела координации поставок, и Лариса Гордеева, работавшая ведущим специалистом отдела материально-технического снабжения, были обвинены в четырех эпизодах получения взяток от поставщиков различных товаров в РФЯЦ-ВНИИЭФ. Их бывшему коллеге Валерию Мартынову инкриминирован один эпизод. Следствие полагает, что в 2019–2021 годах снабженцы института заранее высылали определенным поставщикам информацию из системы закупок «Альфа». Тем самым поставщики получали преимущество на торгах, выигрывая контракты с РФЯЦ-ВНИИЭФ, затем они перечисляли незаконное вознаграждение на счета подконтрольной Олегу Бахтину фирмы.
По предъявленным эпизодам, в каждом из которых было по несколько договоров поставок различных товаров, общие суммы взяток составили 202–878 тыс. руб., полученных от ООО «ТД “Нарти”», «Китлоджик», «Аркада» и других. Гособвинение полагает, что бывшие снабженцы действовали в составе «организованной преступной группы», распределив между собой роли в схеме получения и обналичивания откатов. Поставщикам труб Владимиру Аксенову и Татьяне Лоскутовой, наоборот, вменили передачу взяток за несколько договоров, заключенных РФЯЦ-ВНИИЭФ с их компаниями.
Заслушав прокурора, поставщики сообщили судье, что свою вину признают полностью. Олег Бахтин сказал, что вину в получении взяток признает частично и более подробно пояснит позицию на своем допросе. Лариса Гордеева в начале судебного процесса не стала выражать свое отношение к предъявленному ей обвинению. Валерий Мартынов заявил о непризнании вины.
«Во-первых, Валерий Иванович не является субъектом данного преступления, так как он не является должностным лицом. Мы не признаем организованную преступную группу, поскольку никакой группы и не было, тем более преступной. Большинство из того, что указано в обвинительном заключении, является вымыслом следователя»,— резюмировал его защитник Алексей Главинский.
Разбирательство по этому уголовному делу начнется в августе с исследования письменных доказательств. Несмотря на тяжелые обвинения в получении должностных взяток в крупном размере, бывшие работники рассчитывают доказать, что никакого сговора между ними не было, они выполняли свои стандартные должностные обязанности, рассылая контрагентам коммерческие предложения и запросы на наличие той или иной продукции. По словам одного из подсудимых, они работали в системе «Росатома» «Альфа», которая автоматически фиксирует закупки всех предприятий госкорпорации, и товары невозможно приобрести дороже, завысив для поставщиков цену на какую-либо позицию. Наоборот, при закупках достигалась экономия для РФЯЦ-ВННИЭФ, от которой «немножко перепадало» рядовым исполнителям. Поставщики института посетовали, что они не спали ночей, разыскивая для заказчика нестандартные трубы, а бизнесу в России сейчас нелегко.
Против обвиняемых экс-снабженцев наверняка будут выдвинуты показания двух поставщиков, которых ранее вывели из уголовного дела в свидетели в обмен на сотрудничество со следствием. Кроме того, подробные показания о даче взяток дал и представитель торгового дома «Нарти», заключив досудебное соглашение с прокуратурой. Поэтому в марте его осудили на четыре года условного заключения.