Энергопуск опытного демонстрационного реактора на быстрых нейронах БРЕСТ-ОД-300 планируется на 2027 год, сообщил журналистам гендиректор Сибирского химического комбината Сергей Котов. В будущем размещение ядерных реакторов нового поколения большей мощности планируется в Сибири. В качестве площадок рассматривается и Томская область.
Напомним, в январе 2024 года в Северске начали монтаж реактора на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300. Была установлена стальная опорная плита реактора общим весом 165 тонн. В шахту реактора строители погрузили первую часть корпуса реакторной установки — нижний ярус ограждающей конструкции. В апреле Ростехнадзор выдал СХК лицензию на эксплуатацию ядерной установки модуля фабрикации/рефабрикации плотного топлива.
«В текущем году мы должны полностью закончить пусконаладочные работы и получить разрешение на опытно-промышленную эксплуатацию. Итоги года должны быть положительные. Сейчас мы уже работаем на этих установках с ядерным материалом. Энергопуск реактора БРЕСТ намечается на 2027 год. Все идет по плану. Есть сложности с изготовлением оборудования, понятно, что сложности с санкциями. Но у нас достаточно мощная строительная организация и генеральный подрядчик. Я думаю, что все у нас получится», — сказал Котов журналистам 21 июля.
БРЕСТ расшифровывается как Быстрый Реактор Естественной безопасности со Свинцовым Теплоносителем. Энергоблок с реактором мощность 300 мегаватт, модуль по производству смешанного нитридного уран-плутониевого ядерного топлива, а также модуль по переработке облученного топлива строятся в Северске в рамках проекта Росатома «Прорыв». Для БРЕСТ-ОД-300 в Росатоме было разработано смешанное плотное нитридное уран-плутониевое топливо (так называемое СНУП-топливо). В его основе два ключевых компонента — обедненный уран, который является побочным продуктом обогащения урана для ядерных реакторов, а также плутоний, извлекаемый из облученного ядерного топлива.
Особенностью проекта является концепция «Естественной безопасности». Она предполагает, что сам реактор и его топливо будут настолько безопасными, что не потребуют большого количества громоздких технических средств, систем и автоматики для обеспечения безопасности, что повлечет упрощение устройства и удешевление АЭС.
«Реактор сам по себе является естественно безопасным. Это первая его задача. Вторая задача — доказать, что ядерная энергетика становится зеленой энергетикой с точки зрения отсутствия отработанного ядерного топлива», — говорит технический директор СХК Константин Изместьев.
Он отметил, что БРЕСТ-ОД-300 — это так называемый опытный проект, который нужен для апробации технологии, но уже сейчас ведется разработка аналогичных установок большей мощности, на 1 200 мегаватт.
Другие страны, по его словам, проявляют интерес к проекту «Прорыв».
«Хочу сказать, что контроль со стороны международных признанных организаций — и МАГАТЭ, и других стран, которые являются лидерами с точки зрения атомной энергетики, говорит о том, что они смотрят на этот проект как на будущее, будущее собственных технологий», — сказал Константин Изместьев.
Сергей Котов добавил, что перспектива развития для БРЕСТ — это большие реакторы мощностью 1 200 мегаватт, «сравнимые с зарубежными мощными реакторами, с нашими».
«[В качестве площадок для размещения таких реакторов] рассматриваются Томская область, Красноярский край, то есть Сибирь, по поручению руководства страны. За Уралом сегодня практически нет реакторов. На Урале — Белоярская АЭС с быстрыми реакторами и все. Министерством энергетики включена проработка вопроса по размещению в Сибири такого уровня реакторов», — резюмировал гендиректор СХК.