В Норвегии завершился начальный этап инициативы NuProShip, в рамках которой оцениваются технологии малых модульных реакторов (SMR) на предмет их использования в судостроении. По итогам три из представленных технологий были отобраны для дальнейшей проработки в ходе следующего этапа.
Проект NuProShip финансируется государственным Исследовательским советом Норвегии. В нём принимают участие национальная судостроительная компанией VARD, Норвежский университет науки и технологий, Норвежская морская администрация, судовладельческая компания Knutsen Tankers и испанская консалтинговая компания IDOM, специализирующаяся на ядерных технологиях.
Как сообщила компания VARD, её основной вклад заключается в интеграции этих реакторных систем в различные типы судов, оценке технических проблем для обеспечения будущего коммерческого использования судов с ядерной силовой установкой.
Конечной целью исследовательской программы является разработка коммерчески жизнеспособной технологии с нулевым уровнем выбросов для глубоководных судов, которая удовлетворит все заинтересованные стороны и не потребует субсидий после первоначального процесса разработки.
В ходе первой фазы проекта, которая началась в 2023 году и завершилась 31 декабря, была проведена оценка 99 компаний, разрабатывающих передовые реакторные технологии.
Техническое задание состояло в использовании какого-либо из существующих проектов реакторов мощностью 25-55 МВт. Изучалась не только сама ядерная технология, но и нормативные вопросы, вопросы безопасности, последствия для конструкции судна, техническое обслуживание, обращение с радиоактивным материалом и требования к экипажу.
По итогам рассмотрения были выбраны следующие три проекта:
- американский жидкосолевой высокотемпературный реактор на Kairos Power с использованием шарообразных микротвэлов (TRISO);
- американский газоохлаждаемый гелиевый реактор Ultra Safe Nuclear Corporation, также с использованием топлива TRISO;
- шведский проект реактора Blykalla со свинцовым теплоносителем и с использованием в качестве топлива оксида урана.
Теперь VARD объявила, что три перспективных проекта SMR были отобраны для более глубокой оценки в рамках NuProShip II, которая будет проводиться в течение следующих двух лет. Цель этого этапа - разработка работоспособного прототипа.