15 января 2025 года шведская компания Svensk Kärnbränslehantering AB (SKB), отвечающая за финальные стадии ядерного топливного цикла, объявила о начале земляных работ по строительству пункта геологического захоронения РАО и ОЯТ в Форсмарке.
В церемонии начала строительства приняла участие министр климата и окружающей среды Ромина Пурмохтари (на фото), которая лично заложила первый камень.
Напомним, Швеция (наряду с Финляндией и США) в качестве стратегии обращения с облученным (отработанным) ядерным топливом (ОЯТ), в отличие от многих других стран, выбрала вариант не переработки ОЯТ, а геологического захоронения. В 2011 году SKB обратилась в Земельный и экологический суд округа Накка (в сферу компетенции которого входит решение этих вопросов) с просьбой разрешить захоронение отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов.
После этого суд провел длительную серию длительных слушаний, по итогам которых в 2018 году направил правительству Швеции предложение о разрешении строительства объекта. На основании этого заключения 27 января 2022 года правительство одобрило строительство объекта.
По словам SKB, строительство пункта захоронения ОЯТ займет десять лет. После начала его эксплуатации оно будет постепенно расширяться в течение длительного периода времени. В течение ближайших двух лет будут проходить работы на поверхности: расчистка леса, строительство водоочистных сооружений, пункта складирования отработанных пород и моста для транспортировки контейнеров. После чего начнутся глубинные работы.
Перед началом прокладки тоннелей SKB за этот период также должна оформить соответствующее разрешение от Управления по радиационной безопасности (SSM), которое в настоящее время продолжает проверку поступившей проектной документации.
В пункте захоронения планируется размещать ОЯТ и РАО с 12 реакторов (как энергетических, так и исследовательских), шесть из которых продолжают находиться в эксплуатации. В нём могут быть размещены 6000 контейнеров с суммарным количеством отходов 12 000 тонн. Наземная часть хранилища займет площадь около 24 гектаров, а после завершения строительства хранилище будет состоять из более чем шести километров подземных туннелей на глубине 500 метров.