Более 50 сотрудников НИЯУ МИФИ, включая ректора, проректоров, руководство институтов и кафедр в течение пяти дней работали над задачей - разработать новую образовательную модель для университета, которая будет охватывать весь путь студента от лицея и программ высшего образования до аспирантуры и ДПО, учитывая и поддерживая стратегические направления развития университета, реализацию программы развития НИЯУ МИФИ.
Сессию открыл ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко:
«Мы созрели для изменений, ведь тот, кто не меняется постоянно, уже заранее проиграл. Несколько лет мы работаем над изменениями вместе с компанией CUSTIS, сейчас впервые за много лет удалось собрать на стратсессию большую часть коллектива МИФИ».
Коллегу поддержал генеральный директор CUSTIS, председатель Совета ИОТ-консорциума Владимир Рахтеенко. В своем выступлении «Про социальное для инженеров» он подчеркнул отличия МИФИ от других ведущих технических вузов страны.
Директор CUSTIS по образовательным продуктам и технологиям Илья Дубинский поделился обзором модели MIT и проблем регулирования высшего образования в разных странах, в том числе в РФ и США.
Генеральный директор ИОТ-университета, директор по развитию ИТ-платформы Modeus Павел Музыка представил результаты проведенных 50+ интервью и сбора мнений среди студентов, сотрудников и преподавателей, а также обзор опыта ведущих мировых инженерных университетов.
В ходе стратсессии было сформировано несколько рабочих групп, отвечающих за работу со школьниками, базовое высшее образование, аспирантуру и магистратуру+ДПО.
На итоговой защите рабочие группы представили свои идеи:
- создание «Школьной корпорации МИФИ» как ответ на демографический вызов, а также платформу работы с талантами, готовыми покорять космос и приручать ИИ
- перестройка базового высшего образования с большей ориентацией на практическую подготовку инженеров-исследователей
- внедрение в аспирантуре принципа «звезды учатся у звезд» и создание службы поддержки аспирантов
- разнообразие видов магистратуры в зависимости от цели и аудитории: исследовательская магистратура со сквозным треком «магистратура — аспирантура», однолетняя производственная магистратура, корпоративная магистратура, магистратура MR&DA (Master of Research and Development Administration – магистров по управлению исследованиями и разработками)
Предложения рабочих групп будут дорабатываться силами команды ИОТ-университета, в конце августа они будут представлены руководству НИЯУ МИФИ как проекты возможных будущих решений.
Генеральный директор ИОТ-университета, директор по развитию ИТ-платформы Modeus Павел Музыка отметил:
«За пять дней стратегической сессии в НИЯУ МИФИ мы собрали воедино непрерывный образовательный путь студента — от увлечённого лицеиста до постдока‑исследователя. В условиях перехода страны на новую национальную систему высшего образования для университетов становится критически необходимым определение места и задач каждого элемента общего образовательного пространства университета. За время сессии коллеги поставили проблемы, обсудили вызовы, сформулировали принципы и контуры новой образовательной модели, которые позволят университету не просто выпускать инженеров‑исследователей, а выращивать создателей новых миров. В плотном сотрудничестве с командами развития ИОТ‑университет разрабатывает модели, способные вывести университеты на новый уровень, когда вузы готовы перейти от разговоров к проектированию архитектуры будущего образования».
И.о. директора дирекции развития проектной деятельности НИЯУ МИФИ Владимир Кислов поделился:
«Стратегическая сессия является важным этапом перехода НИЯУ МИФИ на новую образовательную модель. За 5 дней мы попытались декомпозировать все уровни образования от школьного до послевузовского на составляющие и желаемые результаты. Это только первый этап большой работы, которая продлится ещё примерно полгода, когда мы должны будем выйти в стартовый этап внедрения и реализации. Одними из важных выводов, которые характерны для всех уровней образования, стали рост субъектности наших обучающихся и наше стремление по росту их удовлетворенности образовательным опытом. Подобное невозможно без внедрения гибких моделей образования. Наш университет идёт по этому пути не первый год, и эту работу мы будем продолжать и расширять».