Непосредственное взаимодействие ведущих ученых и инженеров «Квантового проекта «Росатома»» с учителями физики позволяет создать уникальный контент для работы со школьниками. Опора в образовательной программе на самые актуальные достижения научных исследований мотивирует детей к выбору специальностей, необходимых для развития квантовой науки и индустрии в стране.
Такое мнение высказала эксперт департамента по развитию кадрового потенциала и образовательной экосистемы «Росатом Квантовые технологии» Екатерина Загорская, выступая на Всероссийском съезде учителей физики, который проходил с 26 по 27 августа в «Сириусе».
Работа ведется в рамках проектов «Росатома», направленных на развитие преподавания основ квантовых вычислений в средней школе. В их числе Летняя школа для учителей физики по квантовым вычислениям, стартовавшая в минувшем году, а также специализированная программа повышения квалификации учителей физики по направлению «Основы квантовой физики» в рамках «Квантовых недель «Росатома», которые уже прошли в этом году в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.
Научные центры страны, участвующие в Квантовом проекте «Росатома», становятся образовательными хабами. Учителям физики предоставляется эксклюзивный доступ в квантовые лаборатории, созданные в рамках дорожной карты по квантовым вычислениям, а также организуется взаимодействие с ведущими учеными и инженерами, работающими над созданием российского квантового компьютера.
Госкорпорация «Росатом», продолжая традиции советской атомной программы, с одной стороны, обладает уникальным историческим наследием в области физики, с другой, практическим опытом реализации масштабных отраслевых проектов. Эти компетенции «Росатом» интегрирует в развитие квантовых вычислений. В рамках «Квантового проекта» формируется комплексный научно-технологический задел в сфере квантовых наук, который трансформируется в образовательные программы и методические материалы для подготовки нового поколения специалистов.
Предполагается, что на горизонте 5-10 лет в России и мире появятся квантовые вычислители значительной мощности, достаточной для получения практической пользы от внедрения квантовых алгоритмов в различных отраслях экономики, а также сформируется широкий круг организаций, внедряющих квантовые вычисления. Для этого уже сегодня необходимо запустить подготовку кадров, обладающих компетенциями в квантовой сфере. Развитие профессиональных компетенций педагогов служит фундаментальным шагом в популяризации физики и естественно-научных дисциплин в целом.
Роман Ильин, директор Департамента по развитию кадрового потенциала и образовательной экосистемы «Росатом Квантовые технологии:
«Реализация программ повышения квалификации учителей физики – один из основополагающих инструментов формирования образовательной экосистемы в области квантовых вычислений. Первым важным звеном подготовки будущих квантовых специалистов становится школа, поэтому мы должны быть в постоянном диалоге с учителями. Насыщенная школьная программа не всегда успевает охватить последние достижения мировой науки. «Росатом» же знакомит учителей с современной квантовой физикой непосредственно в диалоге с учеными «Квантового проекта». Наша цель – совместно с преподавателями разработать педагогические практики, которые позволят объяснять квантовую физику просто и доступно, и так мы сможем привлечь молодых людей в сферу технологий будущего».