В ЗАТО Северск Томской области на площадку сооружения Опытно-демонстрационного энергокомплекса IV поколения доставлена партия крупногабаритных изделий для инновационного реактора на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300: металлическая оболочка центральной полости реакторной установки, внутренний кожух для корзины активной зоны, первая оболочка периферийной полости (всего таких оболочек четыре). Все оборудование изготовлено в Машиностроительном дивизионе «Росатома».
Оболочка центральной полости предназначена для размещения корзины активной зоны и установки топливных сборок. В периферийной оболочке будут размещаться главный циркуляционный насос, два парогенератора и теплообменник системы аварийного охлаждения реактора.
В отличие от традиционных легководных тепловых реакторов ВВЭР реактор БРЕСТ-ОД-300 имеет интегральную компоновку. Его корпус – это не цельнометаллическая конструкция, как у ВВЭР, а металлобетонная конструкция, в которой предусмотрены металлические полости под размещение оборудования первого контура. Пространство между полостями при сооружении поэтапно заполняется бетонным наполнителем. Кроме того, корпус БРЕСТ-ОД-300 - более крупногабаритный, доставить его можно только по частям, а финальная сборка возможна только в условиях строительной площадки.
Крупногабаритный груз транспортировали по рекам и северному морскому пути в течение двух месяцев. Из речного порта п. Самусь его доставляли на Сибирский химический комбинат (АО «СХК», предприятие Топливного дивизиона «Росатома» в Северске) по трассе на многоосной платформе с помощью тягачей. Это решение позволило равномерно распределить нагрузку и минимизировать давление на дорожное полотно. Для обеспечения безопасности и беспрепятственного прохода спецтранспорта осуществляли подъем проводов электропередачи и демонтаж дорожных знаков, которые были восстановлены до нормативного состояния после проезда колонны.
«В этом году основные элементы реактора БРЕСТ-ОД-300 будут установлены в проектное положение, и реактор получит не только свою оболочку в виде стен, но и уже металлический корпус», - подчеркнул технический директор АО «СХК» Константин Изместьев.
Монтаж металлической оболочки центральной полости начнется в сентябре 2025 года. Установка конструкции в проектное положение должна завершиться до конца года.