Дистанционная лучевая терапия — один из наиболее часто используемых методов лечения онкологических заболеваний в клинике Hadassah Medical Moscow. В прошлом году у пациентов появилась возможность пройти эту процедуру под руководством зарубежных специалистов не покидая страны. Как — рассказал external link, opens in a new tabизданию «Страна Росатом» главный специалист по лучевой терапии входящей в «Росатом» группы компаний «Медскан», врач-радиотерапевт Сергей Усычкин.
В ходе дистанционной лучевой терапии врач задает аппарату (линейному ускорителю) мощность дозы, продолжительность воздействия и т. п. Ускоритель располагается на некотором расстоянии от тела пациента, не контактирует с ним напрямую. Отсюда и «дистанционный» в названии метода.
По желанию пациента Hadassah Medical Moscow привлекает к лечению зарубежного специалиста. «Мы предлагаем дистанционное планирование дистанционной лучевой терапии, — поясняет Сергей Усычкин. — К нам все чаще приходят пациенты с таким запросом. Предлагаем мы услугу всем, но на ее выборе не настаиваем». Многие обращаются в Hadassah Medical Moscow после онлайн-консультации с израильскими врачами: они первыми рекомендуют пройти облучение в России, а не выезжать за рубеж.
Контакт налажен с профессорами Эялем Фенигом и Аароном Поповцером, оба не раз бывали в Hadassah Medical Moscow. Специалисты в Тель-Авиве и Иерусалиме подключаются к разработке плана лечения после разметки — процедуры, во время которой врач определяет точное расположение опухоли в теле. Протоколы топометрии, как еще называют разметку, международные, понятны всем радиотерапевтам. Сергей Усычкин сравнивает их с рентгеновскими снимками: «Многие проходят рентген в России и отправляют снимки за границу для описания, спрашивают второе мнение. Здесь ситуация та же, только речь не о диагностике, а о лечении».
С момента обращения пациента до первого облучения обычно проходит около недели. Врач-радиотерапевт постоянно на связи с зарубежным коллегой, в финале они утверждают план лучевой терапии на онлайн-конференции. Присутствовать может и пациент. Конечно, далеко не все термины ему будут понятны, но, говорит Сергей Усычкин, многие пациенты стараются разобраться в тонкостях, даже используют чат GPT. «Мы только за, — добавляет он. — Ответим на все вопросы, обоснуем каждое решение».
Итог онлайн-конференции — утверждение компьютерной программы — дозиметрического плана облучения. Кстати, дистанционное планирование во многом возможно благодаря тому, что в московской клинике стоит то же оборудование, что и в Израиле: и наши, и зарубежные специалисты работают с ускорителями Varian TrueBeam. «Получается, пациенты проходят лечение под руководством зарубежного радиотерапевта на идентичном оборудовании без выезда за рубеж, долгой дороги, языкового барьера, и притом в разы дешевле», — подчеркивает Сергей Усычкин. Стоимость такого лечения дороже обычного курса в России примерно на 30 %.
Услугу дистанционного планирования лучевой терапии ввели в Hadassah Medical Moscow в начале 2024 года, ею воспользовались порядка 50 пациентов, и спрос растет. В ближайших планах — расширить круг зарубежных экспертов по радиотерапии в Израиле и сотрудничество со специалистами в других странах.






