Китайские и южнокорейские компании сообщают о разработке проектов торговых судов с ядерными энергоустановками. Оживление интереса к теме фиксирует Международная морская организация (IMO). О перспективах технологической революции в морских перевозках издание "Страна Росатом" поговорилоexternal link, opens in a new tab с завкафедрой судовых ядерных энергетических установок Государственного университета морского и речного флота им. адмирала Макарова Анатолием Лебедевым.
В октябре этого года норвежское классификационное общество DNV выпустило доклад, в предисловии к которому старший научный сотрудник DNV Оле Кристен Рейстад пишет: «Атомная энергетика, когда-то считавшаяся отдаленной перспективой, теперь рассматривается как реальный вариант для коммерческого морского флота. Верфи и судовладельцы изучают ее потенциал, взвешивая перспективы практически безэмиссионной энергетики».
Интерес объясняется несколькими причинами. Во-первых, требования к декарбонизации коммерческого судоходства. В целевых показателях, зафиксированных IMO в 2023 году, нулевой эмиссии планируется достичь к 2050 году. Пока же судоходство ежегодно потребляет где-то 350 млн т ископаемого топлива и вносит около 3 % в мировой объем выбросов СО2. Во-вторых, неуклонный рост цен на углеводороды подталкивает перевозчиков искать более экономичные варианты обеспечения мирового товарооборота. В-третьих, успехи России в строительстве атомных ледоколов говорят, что атом — альтернатива углеводородам и в транспорте. Первый в мире атомоход «Ленин» спустили на воду в 1957 году, и по сей день наша страна единственная имеет атомный ледокольный флот. В настоящее время на Севморпути работают восемь атомоходов.
В октябре южнокорейская HD KSOE одобрила проект своей дочерней компании HD Hyundai — контейнеровоз с энергоустановкой на базе малых модульных реакторов. Китай в начале ноября раскрыл данные о разработке атомного контейнеровоза. Судно, способное перевозить 14 тыс. морских контейнеров, будет оснащено ториевым реактором TMSR мощностью 50 МВт (э). Этого достаточно для работы без дозаправки в течение многих лет. Постройкой контейнеровоза занимается группа Jiangnan.
«Сама идея не нова, — поясняет Анатолий Лебедев. — Есть богатый советский опыт строительства атомных ледоколов, были примеры за рубежом: американская «Саванна», немецкий «Отто Ган», японское «Муцу». Но все они работали с распространенными тогда водо-водяными реакторами под давлением, которым необходимы высокопрочные оболочки, соответствующие системы защиты и проч. Сейчас технологии шагнули далеко вперед, стали куда более безопасными, но их применение требует существенных корректив в международном правовом поле».
«Кодекс безопасности судов с ядерными энергетическими установками IMO датируется 1981 годом и применим к судам с водо-водяными реакторами под давлением. Сейчас рассматриваются варианты строительства судов с жидкосолевыми, ториевыми, — продолжает Анатолий Лебедев. — Всемирный институт ядерного транспорта, WNTI, подготовил отчет о перспективах внедрения ядерных технологий в морском транспорте, который направлен на активизацию усилий для изменения международной правовой базы. Это значит, что есть заинтересованные стороны, способные реализовать подобные проекты».
По оценкам эксперта, на обсуждение предложений IMO у стран уйдет не меньше семи лет. Еще года три потребуется на вступление в силу поправок в кодекс. «Думаю, серьезных сдвигов в регулировании следует ждать не раньше 2035 года, — говорит Анатолий Лебедев. — Только тогда появится широкое поле для внедрения современных технологий в производстве ядерных энергетических установок на коммерческих судах. А вот если произойдет давно ожидаемый прорыв и появятся реакторные установки с прямым преобразованием энергии ядерного распада в электрическую, минуя промежуточные нагрев пара, подачу на турбину генератора, наступит золотой век ядерной энергетики и об углеводородах все позабудут».
Появление компактных энергоэффективных ядерных установок наверняка серьезно изменит сферу морской торговли. В частности, появится возможность строить океанские контейнеровозы большего водоизмещения, безэкипажные грузовые суда, управляемые из диспетчерских центров на суше, и проч.
«Ожидаю, что на нашем веку мы застанем широкое применение ядерных энергетических установок на коммерческих судах, поскольку технологии развиваются лавинообразно», — заключает Анатолий Лебедев.






