Столкнувшись с угрозами и требованиями Дональда Трампа, датские политики предлагают северным странам создать совместную ядерную программу.
Датчане назвали свой проект "Мьёльнир" — в скандинавской мифологии так называется легендарный молот бога грома и молний Тора. С инициативой выступили представители маргинальной партии "Либеральный Альянс". Свою идею они представили на страницах газеты Berlingske.
Авторы данной концепции отмечают, что в последние недели напряженность в отношениях США и Европы достигла критической точки, поэтому Дании стоит подумать над созданием собственной ядерной программы — вместе со Швецией, Норвегией, Финляндией и, возможно, Исландией. Они также подчеркивают, что ядерное оружие призвано защитить страны Северной Европы в новую "эпоху хищников".
Авторы идеи — Николай Свейгаард Поульсен и Мортен Меллер Соренсен утверждают, что процесс обогащения урана можно было бы начать относительно быстро, поскольку в Швеции и Финляндии имеются ядерные реакторы. Управление ядерным оружием предлагается передать в руки совместного командования северных стран.
В связи с этим прежде всего напрашивается вопрос, почему "северяне" до сих пор еще не создали такое оружие. Все дело в том, что с 1968 года действует Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), к которому присоединилось большинство стран мира. Его принцип прост: ядерное оружие могут иметь только те государства, которые владели им в момент подписания документа.
Заведующий кафедрой Стратегической мысли Университета Комиссии национального образования в Кракове профессор Рафал Копеч в беседе с порталом Interia говорит о том, что в настоящее время мы являемся свидетелями начала процесса переосмысления этих обязательств. "В последний год все больше говорится о приобретении ядерного оружия — например, в Японии, Южной Корее и в странах Северной Европы. Это уже не какая-то абстрактная, а вполне конкретная тема", — подчеркивает он.
Как отмечает эксперт, в 60-е годы Швеция уже была в шаге от приобретения собственного ядерного оружия. Стокгольм отказался от этих планов в связи с подписанием ДНЯО. Артур Кацпшик подчеркивает, что если даже если попытаться получить его тайно, это в наши дни сделать не так-то просто.
"Скрыть нарушение этого договора сложно, поскольку в его рамках была создана система мониторинга гражданских ядерных программ МАГАТЭ. С момента подписания договора также были усилены режимы экспорта чувствительных ядерных технологий, то есть тех, которые нужны для создания ядерного оружия", — сказал он порталу Interiа.
При этом Кацпшик признает, что скандинавский ВПК справился бы с этой задачей. И не только скандинавский.
"Польша могла бы производить ядерное оружие, но это был бы длительный и рискованный процесс. Целесообразность такого шага зависела бы, прежде всего, от того, насколько надежным союзником будут США, а также от позиции крупнейших европейских союзников", — отмечает эксперт.
