На самой знаменитой достопримечательности Парижа появятся имена женщин, оставивших заметный след в науке и инженерии. Список из 72 мужчин нанесли на нижний ярус Эйфелевой башни еще в XIX веке.
В 1889 году на фризе первого яруса золотыми буквами выгравировали имена ученых, инженеров и промышленников, прославивших Францию за предыдущие 100 лет: Жозеф-Луи Лагранж, Андре-Мари Ампер, Антуан Лавуазье, Антуан Анри Беккерель и др. Выбор, сделанный лично Гюставом Эйфелем, не раз критиковали. В список вошли в основном представители точных наук, всего пять биологов и врачей и ни одной женщины. Феминистские организации требовали увековечить на башне имя лауреатки Большой премии Французской академии наук по математике Софи Жермен, но не добились успеха.
Спустя почти 140 лет, в январе этого года, мэрия Парижа одобрила предложение ассоциации Femmes & Sciences: в 2027 году на башне появятся имена 72 женщин-ученых. Ассоциация хочет рассказать всему миру об эффекте Матильды — систематическом принижении роли женщин в науке.
Список кандидаток из почти трех столетий научной истории (в основном французской) подготовила комиссия под руководством Изабель Волен, вице-президента Femmes & Sciences, и Жан-Франсуа Мартина, президента компании, управляющей Эйфелевой башней. В окончательный вариант вошли, например, акушерка и преподавательница Анжелика Дю Кудро (1712–1794), физик и математик Ивонна Шоке-Брюа (1923–2025), исследовавшая гравитационные волны, лауреатка Нобелевской премии Мария Склодовская-Кюри, внесшая фундаментальный вклад в изучение радиоактивности, Розалинд Франклин, чьи работы сыграли ключевую роль в понимании структуры ДНК, а также упомянутая выше Софи Жермен. Три ученых в списке имели связь с Россией:
Биохимик Марианна Грюнберг-Манаго (1921–2013)
Родилась в Петрограде. Меньше чем через год ее родители Владимир Грюнберг и Екатерина Рязанова эмигрировали с дочерью в Германию, оттуда во Францию. Марианна Грюнберг-Манаго стала крупным молекулярным биологом, ее открытие фермента полинуклеотидфосфорилазы способствовало пониманию синтеза РНК и генетического кода. Первая женщина — президент Международного союза биохимии и первая женщина, возглавившая Французскую академию наук. Иностранный член АН СССР и РАН.
Химик Бьянка Чубар (1910–1990)
Родилась в Российской империи, в Харькове. В 1920 году семья Чубар перебралась в Константинополь, затем в Будапешт, в 1924 году во Францию. Бьянка Чубар работала в Национальном центре научных исследований Франции. Ее книга о механизмах реакций в органической химии стала одной из базовых работ в этой области и многократно переиздавалась и переводилась. С середины 1970‑х Бьянка Чубар исследовала восстановление молекулярного азота в координационных соединениях железа. Участвовала в исследованиях металлокомплексов, сотрудничала с группой советского и российского академика Александра Шилова, основоположника биомиметического катализа.
Микробиолог Элен Спарроу (1891–1970)
Уроженка Российской империи (город Богуслав Киевской губернии). Отец был чиновником английского происхождения. В 1915 году получила диплом медика в Киеве и практически сразу отправилась на фронт в качестве врача. С 1918 года работала в Киевском институте бактериологии. Переехала в Польшу, оттуда — во Францию. Работала в Институте Пастера под руководством соотечественника — микробиолога Александра Безредки. Основной научный интерес Элен Спарроу представляла иммунология, в частности вакцины против брюшного и сыпного тифа.






