Компания «Техснабэкспорт», занимающаяся экспортом ядерных материалов на мировом рынке под брендом Tenex, ожидает формирования выпадающих доходов из-за аварии на японской АЭС «Фукусима», куда она поставляет низкообогащенный уран. Эксперты не исключают, что землетрясение может в целом не сказаться на падении объемов поставок урана в Японию.
«Будут потери, поскольку Техснабэкспорт постоянно развивает связи с Японией. Будем предпринимать усилия, чтобы их компенсировать», – заявил глава компании Алексей Григорьев, цитирует «Интерфакс».
Технаснабэкспорт ранее подписал контракт с оператором японской АЭС «Фукусима» компанией TEPCO о поставке для первого, второго и четвертого блоков станции низкообогащенного урана. Именно эти блоки более всего пострадали в результате аварии на японской АЭС из-за стихийных бедствий, что может повлиять на снижение объемов закупок российского низкообогащенного урана.
Контракт предусматривал поставку НОУ на 2011–2017 годы. Какой объем выпадающих доходов ожидает компания из-за этого, Григорьев говорить не стал. Японская компания не озвучила свою позицию по этому вопросу.
Компания «Техснабэкспорт» – 100-процентная «дочка» Атомэнергопрома, который входит в структуру ГК «Росатом». Компания занимается экспортом ядерных материалов и услуг предприятий российской атомной отрасли. Компания обеспечивает более 40% потребностей мирового рынка в услугах по обогащению урана для нужд АЭС.
Она осуществляет экспорт изотопов, редкоземельных металлов и другой продукции предприятий российской атомной отрасли. Импортирует современное технологическое, научное, медицинское оборудование. Имеет дочерние компании в Германии, Республике Корее и Японии. По данным на сентябрь 2010 года, портфель заказов компании приблизился к 20 млрд долларов и большинство из контрактов имеют долгосрочный характер (до 10 лет и более).
Эксперты не исключают, что в рамках контракта с TEPCO японская компания может закупить уран для других АЭС, которыми она управляет и которые не пострадали от землетрясения. «Зная щепетильность японской стороны и местные правила ведения бизнеса, не исключено, что японский партнер выкупит этот объем урана, чтобы, как говорят в Японии, «не потерять лицо», – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Предусматриваются ли договором какие-либо санкции за срыв поставок, неизвестно. Оперативно прокомментировать ситуацию в Техснабэкспорте не смогли. По мнению эксперта, учитывая, что землетрясение в Японии является чистым форс-мажором, а страны заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве друг с другом, возможно, что никакие санкции применяться не будут.
Техснабэкспорт начал подписывать долгосрочные контракты с Японией после того, как в мае 2009 года Москва и Токио подписали межправительственное соглашение по мирному атому. До принятия этого соглашения Россия не могла поставлять уран Японии напрямую – только через третьи страны.
В частности, в 2009 году был заключен контракт с компанией Chubu Electric Power, которая управляет АЭС «Хамаока» на острове Хонсю. Контракт был рассчитан до 2022 года с возможностью его продления. Объем контракта оценивался в 100 млн долларов.
На тот момент Техснабэкпорт занимал 15% местного рынка и строил амбициозные планы на будущее – к 2020 году получить 25–30% рынка.
«Прогнозы по доле компании на рынке были рассчитаны исходя из объёмов поставок туда урана. Учитывая, что в случае наихудшего развития событий и остальные поставщики прекратят поставки в Японию, доли всех игроков не изменятся, – рассуждает Дмитрий Баранов. – Если же Техснабэкспорт будет наращивать туда поставки при сокращении поставок от других игроков, то он может не только довести свою долю до 25–30% к 2020 году, а даже увеличить ее до 35–40%. Возможности для этого у Техснабэкспорта есть».
После подписания межправительственного соглашения японский рынок стал важным для России экспортером урана. По данным газеты Nikkei на январь 2011 года, ежегодная потребность японских АЭС в низкообогащенном уране (НОУ) составляет около 1600 тонн. И только около 4% от этого количества обогащается на местном заводе «Японское ядерное топливо» в Роккасё-мура (префектура Аомори). Основную часть обогащенного урана японские энергокомпании закупают за рубежом, в частности в России, США и Франции.
Согласно одобренной ранее программе, к 2020 году Япония планировала построить девять новых реакторов. В связи с этим власти Японии намерены были увеличить объем запасов низкообгащенного урана на своих четырех хранилищах: в 2011 году – на 30 тонн, а к 2012 году – на 120 тонн. Япония намерена была инвестировать в пополнение запасов уранового топлива для АЭС в течение пяти лет более 24 млрд иен (около 300 млн долларов), сообщала в январе газета Nikkei.
В Росатоме, куда входит Техснабэкспорт, не ожидают, что Япония изменит свои планы по ядерной программе после событий на АЭС, заявил в четверг замгендиректора госкорпорации Петр Щедровицкий. По его словам, «если планы развития атомной энергетики Японии будут скорректированы, то не намного», цитирует его «Интерфакс».
«Мы рассчитываем на то, что сотрудничество будет возрастать и наша доля поставок, наше участие в реализации различных проектов будут увеличиваться», – заявил Щедровицкий.
Он отметил, что Росатом рассчитывает на ратификацию межправсоглашения между Россией и Японией о мирном использовании атома весной 2011 года. По его словам, это даст возможность расширять сотрудничество двух стран в атомной сфере. Россия со своей стороны ратифицировала соглашение в январе 2011 года.
Росатом, по словам Щедровицкого, ведет сотрудничество практически со всеми японскими энергокомпаниями. «Мы поставляем туда единицы работы разделения – стройматериал для создания топлива, мы сотрудничаем достаточно активно в области научных исследований и разработок», – сказал он.
По данным Техснабэкспорта, около трети экспорта компании приходится на поставки низкообогащенного урана в рамках договора ВОУ-НОУ с США, подписанного в 1993 году. Так, в 2009 году Техснабэкспорт поставил в США уранового топлива на 900 млн долларов. Компания по контракту ВОУ-НОУ обеспечивает до половины потребностей в ядерном топливе американских АЭС, а это более 100 атомных энергоблоков. В целом компания занимает 40% мирового рынка экспорта, но это вместе с поставками НОУ из ВОУ.
Техснабэкспорт сможет компенсировать выбывающие доходы из-за ситуации в Японии за счет американского рынка. Благо после подписания в феврале 2008 года соглашения о приостановлении антидопингового расследования Россия может осуществлять прямые поставки ОУП в США. После 2013 году они могут достигать 20% потребностей действующих реакторов.
Техснабэкспорт уже подписал договор с американской USEC, который предполагает поставки низкообогащенного урана в США после 2013 года. В четверг глава Росатома Сергей Кириенко заявил, что вступил в силу подписанный с США в январе прошлого года меморандум о возможном строительстве завода по обогащению урана.
Техснабэкспорт может надеяться также на европейские страны, где сотрудничает не только с атомными станциями, но и с производителями услуг по обогащению урана. По данным международных экспертов, в 2009 году российские услуги по обогащению превысили 30% потребностей европейских АЭС. На этот рынок приходится около половины объема коммерческих поставок Техснабэкспорта в денежном выражении.