Создание рабочей группы по развитию ядерной медицины в рамках Уральского федерального округа — эта тема стала одной из главных на всероссийской конференции «Состояние и перспективы развития ядерной медицины в России», которая проходила в Екатеринбурге. Выступления челябинской команды вызвали искреннюю гордость у земляков, присутствующих в зале. Соседи пока говорят о возможностях и перспективах атомных проектов в медицине, а у нас они уже воплотились в жизнь, есть реальные результаты, достижения.
Готовы поделиться опытом
Нейтронная терапия, онкоофтальмология, радионуклидная терапия, ПЭТ, кибернож — эти проекты ядерной медицины успешно реализуются на Южном Урале, что позволяет повысить качество лечения и увеличить продолжительность жизни онкологических больных. Судите сами: с 1990 года заболеваемость раком в нашем регионе выросла почти в полтора раза, а смертность практически остается на одном уровне. Это плоды колоссальной работы ученых и докторов, проделанной за последние десятилетия.
— На сегодня в Челябинской области работает два ПЭТ-центра — в Челябинске и Магнитогорске. Обследовано более 750 пациентов, и эта цифра растет с каждым днем. В итоге в 22,3 процента случаев мы изменили стадию заболевания за счет выявления новых метастатических очагов, почти в 20 процентах случаев поменяли тактику лечения, оценив ответ опухоли на химиолучевую терапию, — делится успехами заслужен-ный врач России, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАМН, профессор, главный врач Челябинского окружного онкологического диспансера Андрей Важенин. — Подчеркну, ПЭТ — это не профилактические осмотры, не первичная, а уточняющая диагностика, когда другие методы уже исчерпаны.
В феврале 2011 года в Челябинском окружном клиническом онкологическом диспансере заработало современное отделение радионуклидной терапии. Применение таких радиоактивных изотопов, как йод-131 и стронций-90, позволяет эффективно лечить некоторые опухоли щитовидной железы и ряд форм метастазов. Кстати, в России работает всего три таких отделения: в Обнинске, в Москве, в Российском научном центре рентгенрадиологии, и у нас, в Челябинске.
— Во время одной из командировок в США мы познакомились с киберножом. Терпение, упорство и понимание руководства региона привели к тому, что кибернож из заокеанской жар-птицы стал вполне реальной машиной, которая сегодня работает в нашем диспансере, — говорит Андрей Важенин. — Кибернож (по сути это линейный ускоритель) используется в тех случаях, когда исчерпаны возможности химиотерапии, не удается решить вопрос хирургическим путем, традиционными методами лучевой терапии.
Речь идет об опухолях головного и спинного мозга. Кроме того, с внедрением в клиническую практику киберножа расширились возможности лечения внутриглазных опухолей, сохраняя пациентам зрение. Есть первый опыт лечения больных раком легкого. В ближайшей перспективе под прицел попадут предстательная железа, печень и почки.
В настоящее время лечение с использованием киберножа прошли более 60 пациентов челябинского онкодиспансера. По словам главного врача, все больные в добром здравии, находятся под наблюдением.
— Надеемся, что их ожидает достаточно длительная жизнь без рецидивов, — отмечает Андрей Владимирович.
Параллельно с освоением новых технологий в Челябинской области ведется подготовка специалистов. Кадры для ядерной медицины на Южном Урале воспитывают в нескольких учебных заведениях. Врачей-специалистов (онкологов, радиологов, рентгенологов) готовит ЧелГМА. Основной площадкой для подготовки радиохимиков является Озерский технологический институт — филиал национального исследовательского ядерного университета МИФИ. Будущих специалистов по радиационной медицине учат в Челябинском госуниверситете.
Ядерная медицина объединит Урал
Несмотря на впечатляющие достижения, южноуральцам есть над чем работать. Ведь области применения ядерных технологий не ограничиваются только онкологией.
— Методики ядерной медицины максимально информативны для диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы, незаменимы при лечении заболеваний щитовидной железы, а также эффективно применяются в неврологии, — говорит первый заместитель министра здравоохранения Марина Москвичева.
Для того чтобы атомные технологии стали более доступными для пациентов с сердечно-сосудистыми проблемами, эндокринологическими заболеваниями, поражениями центральной нервной системы, нужно объединять усилия специалистов всего Урала.
— В рамках отдельно взятой области все проблемы ядерной медицины не решить, — подчеркивает главный врач Челябинского окружного онкодиспансера Андрей Важенин. — У нас есть и производство, и научные кадры, и мощные клиники, и хорошие специалисты, и образовательные площадки. Идея создания рабочей группы при полномочном представителе президента в УрФО внушает оптимизм.
Создание на Урале рабочей группы по развитию ядерной медицины позволит рационально использовать имеющиеся в каждом регионе ресурсы.
— Мы решили создать рабочую группу, а потом от имени всего округа выходить на федеральное правительство, чтобы и нашей области, и нашим соседям было обеспечено достойное место в программе развития ядерной медицины, — говорит заместитель губернатора Челябинской области Павел Рыжий. — Рабочей группе предстоит оценить сильные стороны во всех субъектах УрФО, чтобы в дальнейшем эффективно использовать преимущества каждого региона. Например, в Челябинской области наиболее развита инфраструктура по диагностике и лечению, а также по подготовке кадров. Это очевидно. У свердловчан свои преимущества. Объединив усилия, мы сможем выйти на новый уровень.
В конечном итоге вся работа служит одной цели — снижению инвалидизации, смертности и увеличению продолжительности жизни. Ведь «ядерные» методы исследования и лечения позволяют точнее ставить диагнозы и во многих случаях без больших кровавых операций достигать успехов в лечении. Не случайно ядерная медицина является приоритетным направлением в здравоохранении США, Европы, Японии.