Понижение немецкого странового рейтинга с ААА до АА, о котором на днях объявило не самое известное, но считающееся самым независимым рейтинговым агентством американский Egan-Jones, сразу обратило на себя внимание. Интересно также то, что в течение 2011 года именно это агентство несколько раз понижало рейтинг Германии. Несомненно, в основе такого понижения лежат обязательства, которые взяли или планируют взять на себя немцы в связи со спасением государств еврозоны от финансового краха. Однако планируемый руководством страны энергетический поворот, связанный с отказом от ядерной энергетики, несомненно, внес в это снижение свой вклад.
Дело в том, что такой отказ обойдется Германии в 1,7 трлн. евро в период до 2030 года. А это ведь превышает 65% годового ВВП страны. Окончательное завершение атомной эры в Германии должно произойти в конце 2022 года – именно тогда, по планам Берлина, отключат три последние, самые современные АЭС. Но траты на содержание и консервацию АЭС и топливных элементов никуда не денутся. Проблемы, связанной с тем, кто оплатит столь тотальное изменение энергетической политики страны, не возникает, во всяком случае сегодня.
«Эти расходы лягут на потребителей электроэнергии и налогоплательщиков», – заявил член совета директоров Siemens Михаэль Зюсс, курирующий в компании сектор энергетических технологий. По его словам, данная оценка исходит, в частности, из ожидаемого повышения стоимости электроэнергии вследствие планируемого ФРГ резкого расширения использования возобновляемых источников энергии. Правда, расходы могут снизиться до 1,4 трлн. евро в случае, если правительство допустит более широкое использование природного газа для генерации, отметил Зюсс. «Германия всегда выполняла цели, поставленные перед ее промышленностью. Если новая энергостратегия провалится, это уронит авторитет нашей страны как высокоразвитой индустриальной нации», – подчеркнул Зюсс, которого цитирует Reuters. Согласно немецкому законодательству, возобновляемые источники энергии дотируются за счет установления повышенных тарифов на закупку генерируемой ими электроэнергии коммунальными компаниями. Предполагаемые расходы, вызванные решением правительства ФРГ о поэтапном закрытии до конца 2022 года всех атомных станций, также связаны с необходимостью дополнительного расширения и усложнения сетевой инфраструктуры, строительства генерирующих мощностей, способных заменить АЭС в базовом режиме генерации и т.д. Известно, что Siemens являлся одним из ведущих европейских поставщиков ядерных технологий, участвовал в строительстве всех атомных станций ФРГ. Учитывая решение правительства об отказе от атомной энергии, компания планирует сосредоточиться на глобальных поставках оборудования для неядерного «острова» АЭС и получить дополнительные прибыли от развития альтернативной генерации и сетевой инфраструктуры. Хотя, на мой взгляд, являясь глобальной компанией, Siemens мог бы и не отказываться от разработки ядерных концепций для третьих стран. Но и Siemens, и правительство ФРГ находятся под сильнейшим давлением общественности, напуганной летней катастрофой АЭС на японских островах. Во всяком случае, именно наличие такого давления признавали в ноябре на годовом собрании акционеров в беседах со мной специалисты концерна разного уровня.
Для немецких же потребителей электроэнергии со всей остротой встает вопрос, откуда взять электроэнергию. Из-за отказа от атомной энергетики у немецких компаний–операторов энергосетей уже начались сбои с обеспечением потребностей страны в электроэнергии. Для стабилизации работы энергосетей им пришлось обратиться за помощью к соседям. Речь идет об использовании резервных австрийских ТЭС, чтобы гарантировать стабильную работу энергосетей. Об этом недавно сообщила германская газета Die Welt со ссылкой на собственные источники. По данным газеты, первый раз за зиму голландской компании TenneT Holding B.V., оперирующей в Германии, пришлось прибегнуть к австрийским резервам еще 8 и 9 декабря. При этом была, в частности, также задействована электростанция в Граце, работающая на нефти. Эту информацию подтвердили в Высшем федеральном агентстве по электричеству, телекоммуникациям, почте и железной дороге ФРГ (BNetzA). Ведомство ожидало трудностей еще летом, в связи с чем подготовило резервные станции мощностью 1075 мегаватт в Австрии и 1000 мегаватт в Германии. Чиновники утверждали, что этого хватит, чтобы пережить холодную зиму без ветра и солнца, на которые делает ставку новая энергетическая концепция. Но как выяснилось теперь, компания–оператор энергосетей в Германии TenneT Holding B.V., которая выкупила ЛЭП у компании энергоконцерна E.ON, еще в начале декабря вынуждена была обратиться к резервным электростанциям в Австрии, хотя погодные условия не были настолько суровыми.
Представитель компании TenneT Holding B.V. объяснил это, с одной стороны, высокой мощностью ветряков на севере страны и с другой – высоким потреблением на юге именно 8 и 9 декабря. Все дело было в нехватке ЛЭП, по которым можно было бы перебросить электроэнергию с севера на юг, это-то и вызвало перегрузку немецких электросетей. В тот раз ситуация обострилась также из-за того, что АЭС в Грундреммингене (Бавария) была частично выведена из строя из-за внеплановой замены нескольких топливных элементов. Чтобы снизить нагрузку на энергосеть, которая транспортирует электричество с севера на юг страны, нужно было срочно увеличить производство электроэнергии на юге, где раньше это делалось за счет атомных электростанций. Этот случай довольно точно отражает типовую ситуацию, возникающую время от времени в германской электроэнергетике. Ведь основные ветропарки находятся пока на севере. А юг в значительной степени зависит от производства электроэнергии на еще действующих АЭС. Предполагается, что югу придется также импортировать электроэнергию, произведенную в соседних государствах, в том числе и на АЭС и угольных электростанциях. Однако решение проблемы немцы видят в активном привлечении капиталовложений для строительства магистральных линий электропередачи между севером и югом, расширения региональных электросетей для использования электричества, производимого децентрализованными источниками, увеличения количества возобновляемых источников энергии и, наконец, в строительстве как новых высокоэффективных газовых электростанций, которые должны будут заменить в будущем АЭС, так и угольных станций, особенно на востоке страны, что позволит гарантировать надежное электроснабжение. Возможно, это и снимет остроту проблемы, но денег потребует значительных, что в условиях разрастающегося финансового кризиса может даже вызвать непонимание со стороны общественности. Об увеличивающейся экологической нагрузке в этой ситуации, похоже, уже и не говорят.
Пока же, по данным оператора энергосети, из-за энергоповорота компаниям приходится прибегать все чаще к экстренным мерам для нормального обеспечения потребителей электроэнергией, и это обходится уже в десятки миллионов евро.