Производство ядерных энергоустановок морского базирования (ОЯЭМБ) — приоритетная задача обеспечения национальной безопасности.
Человечество обречено в поисках ресурсов осваивать все более труднодоступные территории. Для России этот вызов сфокусирован в Арктике и на арктическом побережье. Новый этап их освоения связан как с реализацией масштабных проектов на уже разведанных месторождениях углеводородов, так и с возросшим значением Северного морского пути, использование которого на маршруте из Европы в страны ATP короче традиционных путей на 7 тыс. километров.
В результате Арктика, как Персидский залив, становится объектом стратегических интересов ведущих стран мира. Еще два года тому назад Вашингтон издал президентскую директиву по национальной безопасности №66, в которой, в частности, говорится:
«У Соединенных Штатов Америки имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в арктическом регионе, и они готовы отстаивать эти интересы как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государствами».
Великобритания уже несколько лет лоббирует проект создания Североевропейского военного блока (неофициальное название «Северное» или «Арктическое мини-НАТО»), который в перспективе планируется подчинить Североатлантическому альянсу. А бывший генсек НАТО Я. Скеффер еще в 2009 году заявлял в Рейкъявике:
«Обращаясь к Арктике сегодня…, мы должны не допустить регионализации, так как это путь к фрагментации, а этого мы должны избежать любой ценой».
У России в этой полярной гонке неплохие стартовые позиции. Сегодня одним из главных преимуществ нашей страны в Арктике является наличие атомных ледоколов, обеспечивающих круглогодичную навигацию в Северном Ледовитом океане. Однако для России не менее важной задачей является обеспечение энергетической безопасности военно-стратегических и промышленных объектов, всей инфраструктуры, как уже имеющейся, так и создаваемой в труднодоступных районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Более чем 50-летний отечественный опыт строительства и эксплуатации кораблей и судов с атомными энергетическими установками позволил создать на их базе новый класс автономных источников надежного электро- и теплоснабжения потребителей — плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС). Ближайший аналог этой российской разработки — американская плавучая АЭС «Стёрджис» мощностью 10 МВт, которая эксплуатировалась в 1967–1976 годах с целью надежного энергоснабжения Панамского канала в период Вьетнамской войны.
В настоящее время ОАО «Концерн Росэнергоатом» строит первую в России плавучую атомную теплоэлектростанцию мощностью 70 МВт.
Сооружение головного плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» ведется в Санкт-Петербурге. Плавучий энергоблок спущен на воду в 2010 году, полностью изготовлено энергетическое оборудование, реакторные и паротурбинные установки, продолжаются достроечные и монтажные работы.
Однако сроки окончания работ неоднократно переносились, так как в процессе строительства возник ряд проблем организационного и финансового порядка. Учитывая высокую значимость проекта, ОАО «Концерн Росэнергоатом» и ОАО «Кировский завод» при методическом содействии ученых-экономистов Агентства инвестиционного консультирования разрабатывают новый подход к организации производства объектов с ядерными энергоустановками морского базирования (ОЯЭМБ). Меморандум об этом был подписан 24 ноября 2011 года генеральным директором ОАО «Кировский завод» Семененко Г. П. и заместителем генерального директора ОАО «Концерн Росэнергоатом», директором дирекции строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций Завьяловым С. Н.
Для эффективного решения возникающих на стыке разных отраслей экономических и организационных вопросов, опираясь на действующую нормативно-законодательную базу и Стратегии развития экономики страны и ее регионов, предлагается использовать при производстве этой особо сложной техники кластерный подход как действенный элемент обеспечения экономической эффективности проекта.
Кластер, как известно, представляет собой такую систему выстраивания и комплексного управления кооперацией, которая за счет системной синергии, географической локализации и конкуренции обеспечивает эффективное инновационное развитие и повышение конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и кластера в целом. Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38% его рабочей силы. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира.
Развитию кластерных технологий в России уделяют внимание как руководство страны, так и руководства отдельных регионов. Правительством России кластерная политика рассматривается наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон как одна из 11 «ключевых инвестиционных инициатив», которые являются основными инструментами диверсификации российской экономики.
Для реализации кластерного проекта производства ОЯЭМБ на Кировском заводе была создана рабочая группа. Изучены потенциальные возможности использования инструментов государственно-частного партнерства, подготовлена концепция и «дорожная карта» проекта. В настоящий момент идет проработка организационного формирования кластера, ядром которого явятся ОАО «Кировский завод» и ОАО «Концерн Росэнергоатом». Однако основой для успешного старта проекта создания кластера по производству ОЯЭМБ и начала серийного строительства ПАТЭС должна стать принятая государством последовательная политика в области развития инфраструктуры северных территорий РФ, реализации стратегии развития ядерной энергетики и атомного судостроения.
Вадим Зазимко, генеральный директор ООО «Агентство Инвестиционного Консультирования», к.э.н.
Михаил Сидоров, директор ЗАО «Завод «Киров-Энергомаш», к.т.н.