Общественные слушания по результатам предварительной оценки воздействия на окружающую среду эксплуатации третьего энергоблока Балаковской АЭС на мощности реактора 104% от номинальной состоялись в информационном центре БалАЭС.
В мероприятии приняли участие представители Госкорпорации «Росатом» и концерна «Росэнергоатом», эксперты от научных и проектно-конструкторских организаций, надзорных органов, представители общественности, администрации Балакова, Балаковского муниципального района и региональной власти. Федеральный центр представлял председатель подкомитета по законодательному обеспечению использования атомной энергетики Комитета по энергетике Государственной Думы РФ Владимир Поцяпун.
Столь пристальное внимание к вышеназванному вопросу совсем не случайно. Об увеличении мощности энергоблока говорили и говорят много и разное. И, к сожалению, как всегда случается, когда речь заходит об атомной отрасли, львиную долю в пересудах занимают так называемые «факты», к реальности не имеющие никакого отношения.
А между тем, как обстоят дела на самом деле, все желающие могли узнать из первых рук. За месяц до слушаний материалы оценки воздействия повышения мощности на окружающую среду были опубликованы на сайте balatom.ru, а также находились в свободном доступе в информационном центре Балаковской АЭС.
Да и начали слушания атомщики с того, что еще раз четко и по существу рассказали об экономическом обосновании повышения мощности, о результатах проведенного мониторинга радиационной и экологической безопасности при работе энергоблока с мощностью 104% и о масштабной модернизации всего технологического оборудования, предшествовавшей принятию решения об увеличении мощности.
Ниже допустимых показателей
Не буду приводить всех цифр, прозвучавших на слушаниях. Остановимся лишь на некоторых. Так, по словам первого заместителя директора проектно-конструкторского филиала ОАО «Концерт Росэнергоатом» Валерия Новака, мониторинг всех основных показателей воздействия работы реактора на окружающую среду свидетельствует: газоаэрозольные выбросы радионуклидов, радиоактивное воздействие на водные ресурсы, воздействие вредных химических веществ и пр. по-прежнему остаются на несколько порядков ниже предельно допустимой нормы. Некоторые показатели вообще практически приближаются к нулю.
Об этапах подготовки, в том числе и масштабной модернизации оборудования, станции к увеличению мощности одного из энергоблоков подробно рассказал заместитель главного инженера БалАЭС по эксплуатации Олег Романенко.
Общей ситуации с заболеваниями в районе было посвящено выступление представителя Балаковского отделения Саратовской региональной организации Союза женщин России Татьяны Шарабановой.
- Структура заболеваемости и смертности в БМР соответствует среднеобластной, - подчеркнула Татьяна Георгиевна. - Если же говорить конкретно об онкологии, то наш район действительно в течение 10-15 лет стабильно превышает среднеобластные показатели по онкозаболеваемости. Однако в настоящее время эти показатели стабильно уменьшаются. Та же тенденция прослеживается и в показателях по заболеваемости сердечно-сосудистой системы.
Подтверждают доклад Татьяны Шарабановой и выводы санитарно-эпидемиологической экспертизы Регионального управления № 156 ФМБА России, приведенные руководителем регионального управления Мариной Кушнерик:
- Повышение мощности энергоблока № 3 Балаковской АЭС до 104% от номинальной не изменит параметров, характеризующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и окружающей среды региона.
Справедливости ради необходимо учесть, что источником онкологии является отнюдь не работающая в районе Балаковская АЭС, а общая экологическая обстановка, формируемая целым рядом работающих предприятий региона.
Ниxего не вижу, ничего не слышу?
К моему великому сожалению, сразу же, после того как начали выступать представители общественности, создалось такое впечатление, что ничего из вышеприведенной информации они не слышали. И уж во всяком случае многие из присутствовавших в зале даже не удосужились ознакомиться с материалами ОВОС.
Так, например, один за другим выступавшие приводили данные о колоссальном вреде, наносимом энергоблоком, работающим на повышенной мощности, как окружающей среде, так и здоровью балаковцев. Эти «научные» выкладки, по их словам, были почерпнуты ими из различных журналов. Однако ни разу ни в одном выступлении не прозвучало даже названия этого журнала.
Очень часто общественники приводили в пример Германию, которая, как известно, отказалась от ядерной энергетики вообще. Хочу напомнить балаковцам одну экономическую выкладку. Которая прозвучит, на мой взгляд, более чем актуально в свете их неоднократных жалоб на необоснованно высокие тарифы на электроэнергию.
Так вот, по предварительным подсчетам немецких специалистов, после закрытия атомных станций рос тарифов на электроэнергию в стране превысит прогнозируемый правительством Германии в 5 раз. И нынешней зимой немцы включили-таки остановленные в резерв атомные энергоблоки.
А вот главным аргументом общественника Ожаровского против повышения мощности реактора было то, что... отчет занимает всего 42 страницы. При этом ни один из пунктов вышеназванного документа спикер оспорить не взялся, так как внутрь не заглядывал вовсе. Просто, по его мнению, такие отчеты должны быть как минимум на порядок объемнее. Весомый аргумент, не находите?
Как это ни печально, не удержались некоторые выступавшие и от слабо завуалированных оскорблений в адрес атомщиков. Так, Павел Шестаков, в свое время принимавший участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, позволил высказать предположение, что руководство Балаковской атомной станции, случись что, первыми покинет пределы региона поражения. Так, по его словам, в 1986 году поступила часть руководителей ЧАЭС. Но позвольте, в таком случае мы, увидев, к примеру, бывшего работника одной из атомных станций в стельку пьяным, можем договориться до того, что все атомщики - алкоголики?
Ветра и солнца не хватит на всех
И наконец, последнее. Конечно, балаковские общественники не забыли о таком модном нынче явлении, как альтернативные источники энергии. Как известно, к ним относятся прежде всего солнечная и гидроэнергия, а также энергия ветра.
Однако ученые неоднократно доказывали, что масштаб их по сравнению с ядерной просто несопоставим. Да и об абсолютной безопасности здесь также говорить не приходится. Так, например, кто воочию видел поля ветряков в той же Голландии или Испании, обратили внимание, что вокруг них существует как бы зона отчуждения. Физики, пожалуй, объяснят точно, какое поле возникает при вращении гигантских лопастей, однако благоразумные и заботящиеся о своем здоровье европейцы, пожалуй, все-таки не зря остерегаются строить дома неподалеку от чистых источников энергии.
Использование солнечных батарей в нашей стране также грозит превратиться в очередную проблему. Поскольку вопрос утилизации этих источников энергии после истечения срока их эксплуатации, насколько я знаю, до сих пор не решен, равно как не решен вопрос экологии при их массовом производстве.
В целом же со всем тем, что происходило на общественных слушаниях, можно будет ознакомиться, прочитав протокол заседания, который, в соответствии с существующим законодательством, будет подготовлен в течение 10 дней. Также все желающие смогут поделиться своей оценкой происходившего и точкой зрения на проблему. Стоит отметить, что из 170 присутствовавших в зале лишь 25 высказались критически к намечаемой деятельности. Большая же часть балаковской общественности в целом поддерживает инициативу атомщиков по дальнейшей надежной и безопасной эксплуатации станции. Слушания состоялись и прошли в рамках закона.