Китай всё ещё не возобновил строительство новых блоков, прерванное после аварии на Фукусиме. Инсайдеры и эксперты называют две причины, почему этого до сих пор не произошло.
Бюрократия и планы
Китай - обладатель самой амбициозной программы строительства атомных блоков. В данный момент в стране эксплуатируется 16 и строится ещё 26 блоков. Число сооружаемых могло быть ещё большим, если бы не авария на АЭС "Фукусима Дайичи".
После аварии китайские власти постановили, что ядерный ренессанс в КНР должен взять паузу. На действующих блоках должна была пройти всеобъемлющая проверка безопасности. Строительство блоков, начатое до Фукусимы, продолжилось. Однако с новыми проектами китайским атомщикам пришлось повременить.
Исходно считалось, что пауза со стартом новых проектов продлится максимум год. Но прошло уже полтора года, а точных сроков снятия моратория на новое строительство не объявлено.
В июне Госсовет КНР одобрил план по обеспечению ядерной безопасности. Чуть позднее, министерство окружающей среды КНР выпустило собственный план по ядерной безопасности.
Этого недостаточно. Требуется, как минимум, ещё один бюрократический шаг - выпуск плана по ядерной безопасности и среднесрочного плана развития атомной энергетики национальной комиссией по делам энергетики (NEA).
Источники в китайской атомной отрасли не сомневаются, что все вышеперечисленные планы найдут поддержку у властей страны. Но они затрудняются ответить, когда именно это может произойти.
Напрашивающийся срок - время проведения XVIII съезда КПК. С высокой трибуны съезда правящей партии может быть объявлено о возобновлении строительства новых блоков. Ожидается, что съезд пройдёт в октябре или ноябре.
Без сомнения, в Пекине заинтересованы в том, чтобы никакие острые общественные дебаты не бросили бы тень на важное мероприятие. До сих пор, атомная тематика редко становилась предметом жарких споров в Китае. Тем не менее, после Фукусимы партийные боссы могут минимизировать риски и сдвинуть объявление о снятии моратория на новое строительство либо на сам съезд, либо на период по его окончанию.
Конкурентная борьба
Съезд КПК и бюрократические проволочки - одна из двух причин затягивания с завершением моратория, о которых говорят эксперты. Второй причиной может оказаться жёсткая конкурентная борьба между двумя китайскими реакторными гигантами CNNC и CGNPH.
Фукусима практически поставила точку на судьбе китайского проекта CPR-1000 поколения II+, который предполагалось использовать на десятках новых блоков. У каждой из двух корпораций есть собственный проект, способный заменить неудачника - ACP-1000 у CNNC и ACPR-1000 у CGNPH (гуандунцев). Эти проекты Китай относит к респектабельному третьему поколению.
Третья реакторная компания Китая - компания SNPTC - также не дремлет. Компания создана для локализации и развития технологий AP-1000. Если исходить из скудных данных, доходящих до китайской прессы, то SNPTC отчаянно пытается воспользоваться удачной для себя ситуацией, сложившейся после Фукусимы, и кулуарно доказывает властям "недостаточность" мер по укреплению безопасности, заложенных в проектах конкурентов.
Известно, что SNPTC готова пойти навстречу CNNC и гуандунцам и поделиться с ними технологиями AP-1000, которые она, в свою очередь, получает от "Westinghouse". Запрошенная цена за сотрудничество якобы такова - 10% от стоимости каждого блока с клоном AP-1000, которые будут сооружать CNNC и CGNPH. С хорошей долей вероятности можно предположить, что для последних это слишком дорого.
Конкурентная борьба китайских разработчиков между собой, несомненно, сказывается на сроках окончания моратория, так как политики и партаппаратчики не могут понять - какие же именно реакторы следует строить после Фукусимы.
Но даже в том случае, если китайские атомщики договорятся между собой, не следует предполагать "взрывной" характер роста числа строящихся блоков после отмены моратория. Фукусима заставила всех причастных думать трезво.
В Китае понимают все возможные опасности одновременного начала строительства сразу множества блоков. Поэтому график заливок первого бетона так или иначе придётся пересмотреть.