Запуск в среду флагмана российско-индийского сотрудничества, атомной электростанции в Куданкуламе на юге Индии – долгий поэтапный процесс, который может растянуться на несколько месяцев. Пока стартовала лишь первая его стадия, загрузка ядерного топлива. Но это событие, выходящее далеко за рамки вопроса индийской энергетики, и название этому событию – начало ядерного ренессанса в глобальных масштабах. Дело в том, что Куданкулам – особый проект, с особыми технологиями.
Позаботились и о рыбе
Этот проект, если не считать запущенную недавно атомную станцию Бушер в Иране, – самое громкое событие в атомной отрасли после японской катастрофы в Фукусиме (март 2011 года). Тогда, напомним, ядерная авария была вызвана случившимися почти одновременно землетрясением и цунами (станция стоит на морском берегу); одним из последствий стало заражение морской фауны.
Также стоящий на берегу, Куданкулам в процессе стройки уже выдержал вполне реальное цунами – в 2004 году, то самое, которое обрушилось на берега Индонезии, Таиланда, других стран и докатилось до противоположного берега восточной части Индийского океана. Заодно испытали заранее предусмотренную систему защиты.В последующие годы станция обзавелась несколькими другими техническими новинками. Заместитель главы стройпроекта "Куданкулам" Александр Кваша рассказал корреспонденту РИА Новости в Дели Евгению Пахомову, что, например, реактор способен охлаждаться сам по себе, без участия человека, в случае необходимости – даже если отключится электричество. Более того, станция выдержит и упавший на нее самолет. Наконец, у нее, среди прочего, есть система защиты рыбы в прибрежных водах – 95% рыбы и даже планктона, попав в систему охлаждения, покинут ее живыми и здоровыми.
Повторим: авария на "Фукусиме" случилась совсем недавно, в марте прошлого года. К этому времени технологии "Атомстройэкспорта", конечно же, были уже готовы и устанавливались.
То есть разработчики станции в Индии как будто готовились там к авариям, похожим на ту, что случилась в Японии. И создали атомную станцию нового поколения, причем новизна касается именно безопасности и экологии.
Старые АЭС закроют, новые откроют
Минимум две страны после Фукусимы – то есть сама Япония и Германия – попытались отказаться, или объявили о постепенном отказе от атомных электростанций. Говорили о крахе отрасли.
А получилось наоборот – правительство Японии как раз в среду 19 сентября утвердило новую программу по снижению зависимости от атомной энергетики, но из нее выпал пункт о полном отказе от АЭС к 2030 году. В Германии наблюдается некоторый сдвиг общественного мнения против планируемого вывода из строя всех АЭС в 2017 году…
В начале сентября во Владивостоке прошла "неделя лидеров" Тихоокеанского региона, то есть АТЭС. На последнем из мероприятий недели, саммите, то есть встрече глав государств и правительств 21 тихоокеанской экономики, обычно больше говорят о перспективах, чем подводят итоги года работы АТЭС; в этот раз было так же. И среди прочих тем была упомянута атомная энергетика. Вывод, сделанный источниками, причастными к организации встречи: саммит АТЭС обозначил перспективы бурного роста глобальной атомной отрасли.
Это, наверное, довольно неожиданный, но логичный результат Фукусимы. Рост отрасли будет идти не за счет создания принципиально новых реакторов, а благодаря приходу нового поколения систем безопасности – как в Куданкуламе. Да, старые станции будут закрыты. Но на их месте возникнут технологически новые.
Что мы и наблюдаем, причем с заметной сменой состава основных игроков в мировой атомной команде. Или, если хотите, с переделом мирового рынка.
Индия, например, будет строить более 20 атомных станций. После Фукусимы индийское правительство потребовало временно остановить все работы в этой области и изучить ситуацию. Начало запуска Куданкулама – ясный ответ на вопрос о том, каким был результат изучения проблемы.
Китай… кто-то еще помнит, как Россия получила контракт на Тяньваньскую атомную станцию (введена в эксплуатацию в мае 2006)? Так вот, сейчас китайское атомное ведомство строит 26 атомных станций. Уже самостоятельно? Нет, в атомной отрасли это невозможно, это область широкого технологического и финансового сотрудничества тех, кто раньше мог считаться конкурентом. Другое дело, что одна Россия даже теоретически не могла бы реализовать весь объем мировых заказов на все новые и новые станции. Или одну десятую объема. Мы сотрудничаем, как и все.
Хотя сотрудничество бывает довольно неожиданным. Если кто-то думает, что классическая схема его – это европейская держава, получившая контракт на атомную станцию в бывшем "третьем мире", то стоит посмотреть на то, что сейчас происходит в Великобритании.
Нефть на морском шельфе у этой страны кончается. Восемь из девяти атомных станций должны быть выведены из строя в ближайшее время (Фукусима тут ни при чем, станции просто устарели), британцы решили строить новые – то ли 8, то ли больше. И кто берется за этот проект? Китайцы, потому что у них есть на это деньги. Другое дело, что сами технологии и работы, требующие специальных знаний – тут, в случае с Великобританией, кроме китайцев будут… нет, не русские (к сожалению), а "безъядерные" немцы и французы (к огорчению американцев). Но в любом случае речь о новом поколении технологий, которым китайцы заодно и научатся.
Экологи бывают разные
Задержка со строительством Куданкулама была вызвана не только пересмотром атомной стратегии индийского правительства, а и протестами жителей шести соседних со станцией рыбацких деревень. Они боролись с проектом до последнего дня, иногда с применением насилия. Утверждали, что станция лишит их рыбы.
Это очень интересная история. Вообще-то протесты рыбаков непопулярны в прочих местах штата Тамилнаду, изголодавшегося по электроэнергии.
В итоге, по информации из Дели, делом занялись спецподразделения полиции: появилась информация, что протесты не совсем обычные. Рыбаки как бы взяли имевшиеся сведения о системах безопасности и вывернули их наизнанку. Допустим, придумана технология защиты рыбы – и протестующие начали заявлять, что рыба из-за этой технологии оказалась под угрозой. Так ведь сначала еще нужно было узнать, что такая система есть…
То, что в нашем мире экологи иной раз – больше, чем экологи, известно еще с 80-х годов прошлого века, когда мелькнула даже фраза "экологический терроризм". Но тогда чаще речь шла об использовании энергии экологического протеста для подрыва конкурентов, в том числе правительств. Представим себе Индию, лишенную запасов нефти и газа, да еще и без атомной энергии. А про нее только-только начали говорить, что это будущая вторая – после Китая – экономика мира…
Сегодня все сложнее. Конечно, использовать чью-то гражданскую активность в политических целях – дело известное и несложное, но сегодня и экологи разделились на разные направления и борются друг с другом. Пример – публикация в "Форин полиси" (США), где выступают на темы атомной энергии "другие" экологи. Не те, что устраивают протесты, а которые интересуются глобальным потеплением.
Они напоминают, что за всю историю отрасли от атома погибли 4 тысячи человек, почти все – "из-за Чернобыля" (цифры можно оспорить), а от последствий сжигания угля гибнут ежегодно до 100 тысяч (цифры тоже можно оспорить). И говорят все о том же – об атомном ренессансе после Фукусимы.
Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.