В понедельник, 17 сентября 2012 года, в Вене открылась очередная, 56-ая по счёту сессия генеральной конференции МАГАТЭ.
Еда и деньги
Ряды атомного агентства ширятся. На сессии утверждено членство в МАГАТЭ сразу трёх новых стран - Фиджи, Сан-Марино и Тринидада и Тобаго. Число стран, до сих пор не подписавших с агентством соглашение о гарантиях, сократилось до 13. Последних неподписантов просят поторопиться, чтобы полностью закрыть этот пробел в системе нераспространения.
Программы, выполняющиеся в МАГАТЭ, требуют ресурсов - денежных и человеческих. С первым, похоже, не всё идеально. С трибуны сессии прозвучало - кто-то кое-где у нас порой забывает вовремя платить членские взносы, за счёт которых и формируется бюджет агентства. Вслух стран-неплательщиков не называют, пока ограничиваясь общим порицанием.
Нехватка денег - вопрос серьёзный. МАГАТЭ нуждается в обновлении своей лабораторной базы. Не хватает помещений, современного оборудования. Работа в этом направлении ведётся, но темпы модернизации устраивают не всех.
Как и в прошлом году, нынешняя сессия старается доказать, что МАГАТЭ - это не только атомная энергетика и контроль за нераспространением. Год назад в рамках сессии прошёл научный форум, посвящённый роли атомных технологий для водного хозяйства. На этот раз научная часть сессии касается симбиоза атома и продовольствия, а стенды на развёрнутой в холле выставке ломятся от фруктов.
Вопросы атомной энергетики также не остались в стороне. В программном выступлении на открытии сессии генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано особо подчеркнул - проблема ОЯТ сегодня "важна как никогда".
Агентство не имеет права навязывать свои представления государствам. Но Амано как бы невзначай рассказал в докладе о своей поездке в Финляндию - на финское хранилище "на глубине 420 метров в скальном грунте". Опыт северян Амано считает подходящим для тиражирования. Означает ли это, что МАГАТЭ склоняется в пользу разомкнутого цикла? Выводы делать рано.
Фукусима: когда проверки контрпродуктивны
Фукусима остаётся среди традиционных тем для обсуждения на любой крупной атомной конференции. Не стала исключением и венская сессия, хотя в этот раз в дискуссии заметны новые нотки.
Япония подобно вулкану заваливает мир потоками информации о том, что было до Фукусимы, во время Фукусимы и после Фукусимы. Одних только "финальных" отчётов три - от TEPCO, правительства и парламента. В чём-то они дополняют друг друга, в чём-то расходятся в оценках, а в чём-то открыто вступают в противоречие.
МАГАТЭ берётся навести порядок в информационной лавине. К 2014 году агентство подготовит собственный доклад, систематизировав и проанализировав все накопленные данные. Срок долгий, к моменту выпуска доклада пройдёт три года после аварии. Но в МАГАТЭ напоминают, что после Чернобыля на аналогичную работу ушло пять лет.
Возможно также, что будут открыты для публики промежуточные доклады, которые готовятся в МАГАТЭ ко всем крупным мероприятиям агентства - например, к заседаниям совета управляющих.
Выступающие на мероприятиях 56-ой сессии обращают внимание на обилие постфукусимских проверок, обрушившихся на станции. Едва ли не каждое национальное ведомство или международная организация в порядке реакции на японскую аварию сочли необходимым увеличить количество проверок и инспекций.
Плохо, когда станцию проверяют редко. Но когда станцию проверяют раз в неделю, это катастрофа. Проверки оттягивают на себя силы и ресурсы. Если проверок излишне много, то они становятся контрпродуктивными.
В понедельник появилась первые надежды, что в "проверочном хозяйстве" наведут порядок. МАГАТЭ и WANO подписали соглашение о координации действий при проведении партнёрских проверок станций. Как пояснили электронному изданию AtomInfo.Ru осведомлённые источники, отныне агентство и мировая организация операторов будут, как минимум, согласовывать между собой график своих миссий. В будущем возможна и более тесная кооперация.
Что до собственно АЭС "Фукусима Дайичи", то полную картину аварии мы узнаем только после проникновения внутрь реакторов. Но общие выводы, полезные для всех - то, что называется "уроками Фукусимы" - делать пора сегодня.
На заседании форума INSAG, прошедшем в понедельник в рамках сессии генконференции, был озвучен список факторов, сыгравших свою негативную роль на Фукусиме. Это недостатки планирования действий в условиях ЧС, недостаточность мер по укреплению безопасности на станции, неадекватнаяя оценка внешних рисков, слабость японских регуляторов и отсутствие подготовки персонала к действиям в аварийных условиях.
Эксплуатирующая организация была, есть и останется главным ответственным за ядерную безопасность АЭС. Но нельзя забывать о других фигурантах - например, регуляторах. Может быть, пора договариваться о некоей "коллективной ответственности"?
Тезис об вбсолютной невозможности аварий на современных АЭС, на котором погорели японцы, почти единодушно признаётся теперь ошибочным. Во главе угла должен стоять правильный баланс между предотвращением аварии и управлением ею, чтобы последствия тяжёлых аварий для населения, окружающей среды и энергообъекта были бы минимизированы насколько возможно.
И частный момент напоследок. Фукусима окончательно отодвинула ВАБ на позиции вспомогательного средства оценки безопасности. Люди не верят тем вероятностям тяяжёлых аварий, которые выдают расчёты по ВАБ. Безопасность АЭС нужно всё-таки обосновывать детерминистски.