Россия ввела у себя предельно жесткие нормы и требования при использовании ядерных технологий. А все проблемное атомное наследие, доставшееся от Советского Союза, "холодной войны" и гонки вооружений, контролирует и планомерно "зачищает" во взаимодействии с ведущими западными странами. И делает это в обстановке доверия и открытости.
К таким солидарным выводам пришли участники форума "Глобальное партнерство: оценка и перспективы дальнейшего сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности", что состоялся на прошлой неделе в Подмосковье. Эта встреча была организована в рамках известной международной программы, которая официально стартовала в 2002 году в Кананаскисе. Тогда главами правительств "большой восьмерки" (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония) в этом канадском городе было сделано заявление о сотрудничестве в вопросах преодоления последствий гонки вооружений и контроля за тем, чтобы оружие массового уничтожения, а также материалы и технологии двойного назначения не получали распространения.
Совместная работа России и участников Глобального партнерства не только укрепила доверие между странами и общий режим нераспространения ОМУ, но и помогает расчищать опасные в ядерном и радиационном отношениях "завалы", оставшиеся после распада СССР на территории России и других независимых государств - в частности, Белоруссии, Казахстана и Украины. Как заявил руководитель Дирекции по ядерной и радиационной безопасности госкорпорации "Росатом" Олег Крюков, радиационная обстановка в России за минувшие десять лет значительно улучшилась, а ряд проблем практически решен, что привело к оздоровлению экологической ситуации на Южном Урале, Северо-Западе России и Дальнем Востоке.
Обращаясь к участникам конференции на правах принимающей стороны, он напомнил, что по проектам Глобального партнерства в России утилизированы 192 атомные подводные лодки, ранее выведенные из боевого состава ВМФ. Параллельно создавали отвечающую всем требованиям безопасности береговую инфраструктуру для обращения с облученным ядерным топливом, радиоактивными отходами и для хранения реакторных отсеков утилизированных подлодок на Кольском полуострове и в Приморье - под Владивостоком.
По словам Крюкова, за тот же период на производственное объединение "Маяк" вывезено для переработки 50 тонн ядерного топлива, использованного в реакторах атомных субмарин. Примерно столько же еще предстоит вывезти с береговых технических баз, некогда принадлежавших ВМФ, а теперь по распоряжению правительства переданных в ведение "Росатома".
Утилизация атомных подводных лодок было важным, но далеко не единственным направлением сотрудничества в рамках Глобального партнерства. Менее масштабными, но ничуть не менее актуальными являются работы по утилизации надводных кораблей с ядерными установками, судов обеспечения атомного технологического цикла, включая плавбазу "Лепсе", а также обращение с ядерным топливом, накопленными и вновь образующимися радиоактивными отходами. Сохраняются неотложные задачи и в том, что касается физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, трудоустройства ученых. В самостоятельное направление выделена работа по замене радиоизотопных термоэлектрических генераторов (так называемых РИТЭГов) на альтернативные источники питания.
- В сравнении с тем, что мы видели десять лет назад, результаты достигнуты значительные, - признает директор программы "Глобальное партнерство" Комиссариата по атомной энергии Франции Александр Горбачев. - И не только благодаря помощи иностранных партнеров. Огромная роль в изменении ситуации принадлежит, конечно, российской стороне. Речь идет в первую очередь об объектах, которые до конца 1990-х годов были военными. В начале 2000-х "Росатом" принял их на свой баланс, и с этого момента началось улучшение. Конечно, еще есть что сделать, но такой критической ситуации, как прежде, уже не наблюдается...
По словам Горбачева, участники программы накопили в России огромный опыт, который будет полезно реализовать в других странах, тем более, что членство в этой программе увеличилось за десять лет с 16 до 24 государств. В 2011 году на саммите "большой восьмерки" в Довиле был поднят вопрос, каким могло бы стать развитие опыта Глобального партнерства. Во Франции, отметил Александр Горбачев, считают, что усилия стран - участников программы, которые первоначально были в отношении России спонсорскими, теперь приобретают характер партнерских. Со всех точек зрения - политической, финансовой и технической. У России есть уникальный шанс доказать мировому сообществу, что она может занять лидирующие позиции по вопросам утилизации ядерных отходов, обращения с отработанным ядерным топливом, утилизации аварийных АПЛ, а также утилизации источников радиоактивного излучения.
Своему французскому коллеге вторит Джонни Альместад, старший советник отдела России, Евразии и регионального сотрудничества МИД Норвегии: "Считаю, что накопленный в России опыт поможет ей взять на себя ведущую роль, это очень важно. В Европе сейчас кризис, нам необходимо собраться в международное сообщество, и я думаю, что России предстоит сыграть ведущую роль".
Алан Хейз из Департамента военных исследований Королевского колледжа Лондона взглянул на проблему шире: "Полагаю, что в рамках Глобального партнерства еще остаются вызовы, связанные с определением конкретных проблемных областей, которые другие страны-участницы могут счесть для себя интересными. Роль России здесь является решающей, поскольку страна имеет фантастический опыт решения проблем. А опыт - это лучшая практика. Для обеспечения потребностей в электроэнергии атомная энергетика необходима. И Россия привнесла в эту область фантастические знания и опыт".