В Чешской Республике продолжается тендер по выбору реакторных технологий для строительства блоков №№3-4 АЭС «Темелин». Участниками состязания являются чешско-российский консорциум и американская компания «Westinghouse».
Чешские СМИ с особым вниманием следят за всеми новостями, касающимися участников тендера. Предлагаем вниманию читателей краткий перевод статьи из журнала «Euro».
Мы научим вас строить
Помогут ли в завершении двух новых энергоблоков АЭС «Темелин» китайские специалисты? Но ведь ни одна китайская компания в тендере не участвует! На самом деле, это не имеет значения. В случае, если победит американо-японский «Westinghouse», этот вариант является более чем вероятным.
Компания «Westinghouse» попала в довольно странную ситуацию, и чтобы объяснить её, нужно покопаться в истории. Несколько лет назад компания успешно участвовала в тендере на строительство новых атомных электростанций в Китае. Она выиграла и в настоящее время строит в этой стране четыре блока с реакторами AP-1000, которые считаются одной из вершин современных ядерных технологий.
Первые два блока постепенно вырастают в китайском Хайяне, а ещё два — в Саньмене. На последней площадке работы продвинулись дальше всех, и первый блок будет введён в эксплуатацию — по крайней мере, согласно текущему графику — уже в течение этого года.
Но ни одна победа не обходится бесплатно. Не случилось этого и в случае работы компании «Westinghouse» в самой густонаселённой стране мира. В обмен на успех по контрактам компания подписала соглашение с Китаем о передаче ядерных технологий. Другими словами, она научит китайских инженеров строить ядерные блоки типа AP-1000. Частью соглашения было и обещание, что в будущем «Westinghouse» получает контракт на строительство новых АЭС.
Здесь кончается первая часть истории.
Отправите экспертов
Вторая часть начинается на несколько лет позже и на тысячи километров дальше. В феврале прошлого года американские власти наконец одобрили строительство новых ядерных реакторов в Соединённых Штатах. Речь идёт именно о реакторах типа AP-1000. Два новых блока возникнут на существующей АЭС «Вогл», их строительство обойдётся почти в $14 миллиардов.
«Добро» на строительство пришло примерно через тридцать лет молчания. «Сегодняшнее событие — это прогресс в нашей национальной энергетической политике», — прокомментировала в тот момент решение властей компания «Southern Company», которая станет оператором новых блоков.
За проектирование оборудования и поставку технологий для новых блоков АЭС «Вогл» будут отвечать компании «Shaw Group» и «Westinghouse». Обе истории сейчас начинают пересекаться.
Строители обнаружили, что у них есть маленькая проблема. Проще говоря, американские эксперты за время тридцатилетней паузы потеряли навыки и знания, необходимые для полного цикла строительства АЭС без сучка и задоринки. Им не оставалось ничего иного, как только обратиться за помощью к своим китайским партнёрам.
Не секрет, что они (китайцы) очень отзывчивы. За период строительства реакторов AP-1000 в своей стране они накопили огромный опыт и смогли обучить достаточное количество квалифицированных сотрудников, чьи знания необходимы, чтобы построить атомную электростанцию.
«Если американцы действительно хотят построить свои новые блоки без каких-либо серьёзных технических проблем и значительных задержек, то без китайских специалистов, которые обладают многолетним опытом строительства блоков АP-1000, они не смогут обойтись. То есть, у них как минимум нужно получить все необходимые знания во время строительства первых двух блоков на АЭС „Вогл“. Следующие блоки американцы смогут построить без посторонней помощи»,
— заявил еженедельнику «Еuro» один из чешских экспертов по атомной энергетике. Своё имя из-за продолжающегося тендера на АЭС «Темелин» он просил не публиковать. Но он не работает ни на одну из компаний, принимающих участие тендере.
Его слова также подтвердило соглашение, которое было подписано в ноябре прошлого года между американцами и китайской государственной компанией «State Nuclear Power Technology» (SNPTC). На его основе Китай предоставит своим бывшим учителям техническую поддержку при строительстве первых блоков с реакторами третьего поколения, то есть, оборудованных реакторами AP-1000. Именно этот тип реакторов «Westinghouse» предлагает и для завершения двух блоков АЭС «Темелин».
Но вернёмся к соглашению. На его основе компания SNPTC предоставит для строительства необходимых специалистов как минимум на ближайшие четыре года.
Президент и главный операционный директор «Shaw Power Group» Эли Смит отметил, что Китай накопил большой технический опыт, которым американцы не располагают. «И поэтому мы с нетерпением ждём сотрудничества», — добавил Смит.
Для китайской ядерной энергетики упомянутый договор имеет решающее значение. Впервые они будут помогать в этой области одному из своих западных партнёров. До сих пор с ядерной энергетикой они помогали развивающимся странам, например Пакистану.
Но, как стало понятно, в краткосрочной перспективе ситуация полностью изменится. Китай хочет играть в области ядерной энергетики всё более важную роль. Доказательством этого утверждения может также служить и другое недавно подписанное соглашение между французскими компаниями EDF, AREVA и китайской компанией CGNPC о совместной разработке реакторов третьего поколения.
Возвращение технологий в США
«Westinghouse» не единственная американская компания, которая стремится освежить производственные навыки, полностью или частично утраченные. Ещё один пример — это технологическая компания «Apple». Компания объявила в начале прошлого декабря, что хочет часть производства компьютеров «Mac» вернуть из Китая в Соединённые Штаты. Инвестиции, связанные с этим, составят сто миллионов долларов США.
Глава компании «Apple» Тимоти «Тим» Кук заявил в этой связи, что такие фирмы, как «Apple», выбирают Китай для производства своей продукции не потому, что там более низкие издержки производства. «Основная причина в том, что американцы уже не имеют навыков, необходимых для производства девайсов Apple», — сказал он.
Этот факт осознаёт и правительство США. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон несколько месяцев назад в Экономическом клубе Нью-Йорка объявила политику EconomicStatecraft или политику тотальной государственной поддержки экономического роста.
Другими словами, это попытка вернуть промышленность в США, поскольку, как сказала министр, часть американских промышленных компетенции утрачена.
Окажется ли политика успешной, станет ясно только в последующие годы. Но, как мы видим на примере «Westinghouse» (несмотря на факт принадлежности контрольного пакета компании японскому акционеру) и «Apple», некоторые крупные американские компании уже сейчас стараются заполучить производственные технологии полностью в собственную компетенцию.
Атом под чешскую диктовку
Аналогичная ситуация сложилась и в чешской промышленности, в частности в атомной. Чешская Республика ещё в конце восьмидесятых обладала способностью де-факто самостоятельно построить атомную электростанцию. От бывшего социалистического партнёра, Советского Союза, ей было бы достаточно получить базовую документацию по проекту АЭС, а остальную часть работы чешские специалисты осилили бы сами.
Но по прошествии многих лет всё сильно изменилось, хотя местные фирмы все ещё могут внести свой вклад в строительство АЭС. Электроэнергетическая компания CEZ объявила тендер на строительство двух новых энергоблоков на АЭС «Темелин», стоимость контракта варьируется в зависимости от первоначальных прогнозов в диапазоне от 200 до 300 миллиардов крон. Своё предложение представили три кандидата: французская AREVA, русско-чешский консорциум MIR.1200 и вышеупомянутая компания «Westinghouse».
AREVA из тендера ушла, по крайней мере пока. CEZ исключил её, потому что французская группа якобы проигнорировала тендерную документацию.
AREVA, среди прочего, в своём предложении на строительство двух блоков АЭС «Темелин» не гарантировала максимальной цены и максимального срока строительства, в то же время она не выполнила требования по 24-месячной гарантии. Таковая должна быть у каждого из вновь построенных блоков с момента, когда конкретный блок был передан инвесторам, но AREVA в тендерном предложении заявила, что срок начала гарантии она будет определять сама.
Французы не согласны с исключением и пытаются отменить решение CEZ. Они подали апелляцию в комитет по защите конкуренции. Антимонопольный орган впоследствии запретил CEZ выносить окончательное решение до тех пор, пока не будет принято решение по апелляции.
Если французы не добьются успеха, в конкурсе останутся только два кандидата — «Westinghouse» и консорциум MIR.1200, сформированный из «Skoda-JS», ОКБ «Гидропресс» и «Атомстройэкспорта».
Американо-японская фирма предлагает для Чешской Республики свой реактор AP-1000, русский кандидат — реактор MIR.1200. Их предложения недавно оценил в средствах массовой информации бывший директор АЭС «Темелин» и один из ведущих чешских специалистов в области ядерной энергетики Франтишек Гезоучки. Он говорит, что русский реактор по сравнению с американским имеет на два процента лучшую тепловую эффективность. Но самая большая разница между этими двумя проектами в конструкции защитной оболочки реактора.
Русский проект основан на решениях, уже опробованных на меньших реакторах (реакторах с меньшей мощностью), в то время как американский — это революционная технология, которая не была ещё испытана.
«Первой АЭС этого типа будут блоки, которые в настоящее время строятся в Китае на АЭС „Саньмень“. MIR.1200, наоборот, это эволюционный проект, опирающийся на уже проверенное решение на двух блоках на Тяньваньской АЭС в Китае», — рассказал Гезоучки журналистам CTK.
CEZ завершит предварительную оценку заявок на завершение АЭС «Темелин» в конце февраля этого года. Строительство двух новых блоков должно быть закончено не позднее 2025 года. Но CEZ намерен сооружать новые блоки и после ввода второй очереди АЭС «Темелин». Поэтому не исключено, что тендер на строительство ещё одного блока на АЭС «Дукованы» на этот раз выиграет одна из китайских государственных компаний.