Новые требования к безопасности АЭС, обсуждаемые в Японии, будут настолько жёсткими, что смогут отодвинуть сроки возвращения остановленных после Фукусимы блоков на несколько лет вперёд. Это обстоятельство, как пишет «Нью-Йорк Таймс», послужило поводом для начала интенсивных манёвров на японской политической сцене.
Шок для отрасли и правительства
Предложения по внесению поправок в требования по безопасности блоков были разработаны комитетом, в составе которого, среди прочих, были и открытые сторонники атомной энергетики.
Тем не менее, они оказались достаточно жёсткими и вызвали шок у отрасли и правительства страны. А премьер-министр Синдзо Абэ столкнулся с серьёзным политическим вызовом спустя всего лишь несколько недель после своего назначения на этот пост.
Абэ чётко даёт понять — он выступает за повторный пуск большинства атомных блоков, остановленных после аварии на АЭС «Фукусима Дайичи» в 2011 году. Более того, он не возражает и против строительства в Японии новых блоков.
Но Абэ и его либерально-демократическая партия, считающаяся архитектором японской атомной отрасли, сталкиваются с недовольством в обществе. Для многих японцев события на Фукусиме стали неизгладимой травмой.
Предлагаемые изменения в требованиях по безопасности приведут к необходимости проделать большую работу на блоках перед их повторным пуском. В частности, будет необходимо построить на станциях защищённые центры управления, откуда персонал смог бы управлять системами отвода остаточного тепловыделения в условиях, схожих с фукусимскими.
От эксплуатирующих организаций потребуется также существенно пересмотреть меры по защите от цунами. Многим станциям, расположенным на морском побережье, понадобится возвести или нарастить имеющиеся защитные стены, что обернётся большими финансовыми затратами.
Новые правила также запретят строительство или эксплуатацию блоков на активных разломах земной коры, причём спор об определении понятия «активный разлом» принимает ожесточённый характер.
В то же время, «Нью-Йорк Таймс» считает, что после принятия предлагаемых поправок Япония приблизится или будет соответствовать стандартам безопасности, действующим в Соединённых Штатах.
Рост под вопросом
Споры вокруг новых требований — очередной этап большой схватки за определение нового облика японской энергетики после событий 2011 года.
Предыдущие правительства, где премьер-министрами были представители демократической партии, давали туманные обещания полностью отказаться от мирного атома.
Антиатомные заявления политиков делались как реакция на результаты опросов общественного мнения. Из них следовало, что японцы стали бояться атомной энергетики, а также нервничали по поводу слишком тесных связей между правительством и атомными компаниями. Последнее обстоятельство, как сегодня принято считать, оставило страну беззащитной перед лицом фукусимского кризиса.
Но риторика премьер-министра Абэ разительно отличается от призывов его предшественников. Абэ видит в сохранении атомного парка один из ключей к восстановлению японской экономики. На долю АЭС до аварии приходилось до 30% от общей выработки электроэнергии в стране.
После Фукусимы в Японии в работе сохранилось всего два блока. Япония вынуждена резко увеличить объёмы импорта ископаемого топлива. В результате, прошлый год страна закончила с рекордным дефицитом бюджета. О дофукусимских тучных годах японцам пришлось забыть.
Предложения по изменениям требований по безопасности могут отодвинуть пуски блоков — а также, не исключено, и восстановление всей экономики в целом — на годы. Что на это ответит Абэ?
Возможности правительства по влиянию регуляторов после Фукусимы были ограничены. Новый регулирующий орган NRA обладает значительной степенью самостоятельности и зачастую может действовать без одобрения со стороны кабинета министров. Любопытно, что такое положение дел сложилось при прямом участии партии либерал-демократов — то есть, той самой партии, к которой принадлежит Абэ.
Деловым кругам Японии не остаётся ничего иного, как самим заняться противостоянием с регуляторами и их требованиям.
«Если у нас не будет стабильных поставок электроэнергии, то каким образом можно ожидать от бизнеса инвестиций и вкладов в экономический рост Японии?» — задал риторический вопрос журналистам председатель японской федерации бизнеса Хиромаса Ёнекура.
Цена проблемы
Японская деловая газета «Nikkei» подсчитала, что на реализацию всех мероприятий, соответствующих новым требованиям регуляторов, эксплуатирующие организации должны в общей сложности потратить 1 триллион иен (около 11 миллиардов долларов).
В окончательном виде новые стандарты безопасности в Японии должны быть сформулированы в июле 2013 года.
Антиатомные активисты заранее высказывают опасения, что регуляторы пойдут навстречу отрасли. Так, например, регуляторы могут дать отсрочку с выполнением мероприятий, согласившись с тем, что некоторые из них могут быть завершены после повторного пуска блоков, а не до него.