Российские атомщики и работники урановой обогатительной промышленности встретили 2013 год в новых условиях. В конце прошлого года истек срок действия программы Нанна-Лугара, переполовинившей ядерный арсенал России. В 2013 году должна прекратить свое действие программа ВОУ-НОУ по переработке российского оружейного урана в ядерное топливо для АЭС Запада.
В этой статье речь пойдет о том, принесла ли Западу пользу программа ВОУ-НОУ и что получила от нее Россия.
Стоимость обогащения одного килограмма урана в Союзе и США
СССР и США выбрали разные пути для обогащения урана и превращения его — в ядерное топливо или же оружейный уран. В США ставка была сделана на затратный газодиффузионный способ, ведь основным заказчиком обогащенного урана выступал Пентагон, которому издержки и траты на сам процесс были безразличны.
В СССР же выяснилось, что электроэнергии, требуемой для обогащения урана, в стране не хватает, поэтому пришлось идти другим путем: обогащать уран в центрифугах. Аналогичным путем решили обогащать уран Франция и Великобритания.
Но в 1991-м году, после развала СССР, атомщиков из США ожидало откровение и математическое прозрение. В США энергозатраты на обогащение 1 кг урана до состояния, пригодного для использования в качестве ядерного топлива, составляют от 15 000 до 22 500 Квт-часов.
А Союзная обогатительная промышленность, доведя практически до совершенства обогащение урана в центрифугах, затрачивает на обогащение 1 кг урана от 300 до 450 Квт-часов электроэнергии.
Мало того, в СССР к тому времени было накоплены огромные объемы высокообогащенного урана. Тогда-то и была навязана РФ программа ВОУ-НОУ, по которой были уменьшены в количестве союзные 500 тонн оружейного урана. Полученным в итоге ядерным топливом обеспечивались 30% потребности США.
А за время действия программы ВОУ-НОУ газодиффузионная обогатительная промышленность США стремительно деградировала и умирала, не выдерживая конкуренции с российской обогатительной промышленностью.
В 2013 году в США планируется закрытие газодиффузионного завода «Падука». На смену ему придет завод в Пайктоне — он станет первым в США американским предприятием, использующим советский цетрифужный метод обогащения урана. А пока там работы ведутся в опытно-демонстрационном режиме.
В итоге, лишившись 500 тонн обогащенного урана (эквивалент 20 000 ядерных боеголовок), получив взамен, по состоянию на 2009 год, всего 8,8 млрд долларов, Российская Федерация практически уничтожила обогатительную промышленность США, сохранив свои центрифуги и освоив уникальную технологию «антиобогащения» урана.
Не имея собственной конкурентной обогатительной промышленности, американская топливная промышленность впала в анабиоз, однако амбиции не растеряла. До недавних пор.
После попытки выйти на новый рынок ядерного топлива для АЭС советского производства, компании Westinghouse и AREVA постигло разочарование: освоение технологий по производству нового ядерного топлива не удалось.
В ноябре 2012 г. в интервью чешскому изданию Hospodske noviny президент корпорации «Westinghouse Electric Company», Даниель Родерик, разразился откровением. Он, фактически, расписался в неспособности конкурировать с российским ТВЭЛом за расширение рынка сбыта ядерного топлива в ближайшие 7-10 лет: “разработка нового топлива заняла бы у нас от семи до десяти лет. Это вопрос лицензирования, тестирования и так далее. Это очень важное стратегическое решение».
А далее было заявлено, что компания Westinghouse — «мировой лидер» по производству ядерного топлива и теоретически может изготовить любой дизайн тепловыделяющей сборки.
Однако после проблем на Южноукраинской АЭС на Украине, АЭС «Темелин» в Чехии, АЭС «Кршко» в Словении ни Westinghouse, ни французская «AREVA» не заинтересованы в расширении рынка сбыта своего топлива за счет АЭС российского и советского производства.
«Топливо необходимо лицензировать, это не товар. Как только вы разработаете новый дизайн, его надо изготовить, испытать и так далее… Должен пройти контроль комитетов по безопасности, как в производстве, так на электростанциях. Это очень непростой процесс… Речь идет о вопросах безопасности»,
— заявил господин Урсель, глава «AREVA».
На самом деле, за всеми высокопарными словами о безопасности и необходимости времени для разработки необходимого дизайна топливных сборок скрывается неспособность крупнейших западных компаний освоить новые технологии производства, а с ними и новые рынки ядерного топлива.
Теперь же, после окончания срока действия программы ВОУ-НОУ, США оказались в крайне сложной ситуации: ядерного топлива с каждым годом будет меньше, а своя обогатительная промышленность в глубоком кризисе. Продление программы ВОУ-НОУ маловероятно.
А посему, встает дилемма: или неминуемо со временем заглушить свои реакторы, оставшись без электроэнергии — ведь компенсировать выпадающие мощности нечем — или искать новых поставщиков топлива.