Томск давно принял решение о создании полноценного центра ядерной медицины — учреждения, где будет развиваться высокотехнологичная отрасль современной клинической медицины, — радионуклидная диагностика и лучевая терапия. Казалось бы, все необходимые условия для создания такого центра есть. Томские вузы способны готовить компетентных, высококвалифицированных специалистов, в Томске практически создан кластер ядерной медицины, в котором участвуют Сибирский государственный медицинский университет (СибГМУ), научно исследовательский Томский политехнический университет (НИ ТПУ), НИИ онкологии и НИИ кардиологии СО РАМН. Но бюджетное финансирование строительства центра ядерной медицины в Томске не предусмотрено государственной программой «Здравоохранение». Учитывая этот факт, губернатор Томской области Сергей Жвачкин предложил специалистам отрасли рассмотреть в рамках технологической сессии по ядерной медицине инновационного форума INNOVUS-2013 возможности реализации этого проекта на основе государственно-частного партнерства. Такие возможности есть. И, самое главное, в Томке уже создана готовая база для дальнейшей работы.
Например, лаборатории НИ ТПУ уже более 25 лет занимаются производством диагностических препаратов на основе короткоживущих радионуклидов. Университет обеспечивает ими все клиники Томска. Здесь же производят генераторы технеция-99m (на исследовательском ядерном реакторе ИРТ-Т), который томичи поставляют в 25 клиник Сибири и Урала. Это направление в Томске получило достаточно бурное развитие с организацией научно-исследовательских институтов Томского научного центра РАМН — НИИ онкологии и НИИ кардиологии. При сотрудничестве с НИИ ядерной физики на базе циклотрона и исследовательского ядерного реактора было налажено производство ряда радионуклидных препаратов, и еще в 1982 году томичи первыми стали применять нейтронный пучок для лечения онкологических заболеваний.
«Мы четко понимаем, что без развития элементов ядерной медицины самостоятельное развитие онкологической службы невозможно, — отметил, открывая технологическую сессию «Ядерная медицина: от исследований к технологиям и рынку» заместитель губернатора Томской области по социальной политике Чингис Акатаев. — Общепризнанный факт, что сегодня лечение пациентов без ядерной медицины не соответствует международным стандартам. Томская область уже несколько лет работает над созданием центра ядерной медицины. И мы надеемся, что в этом направлении будет выработан общий концептуальный подход. Речь идет о том, как мы можем преодолеть сегодняшние технологические вызовы».
Технологический прорыв
По мнению депутата Государственной Думы РФ, руководителя технологической платформы «Медицина будущего» Людмилы Огородовой, ядерная медицина — это новый сектор экономики.
«Его выстраивание с решением задач проектирования, привлечения участников, изучения и анализа компетенций и принятия определенных государственных управленческих решений возможно в форме консорциума по ядерной медицине, — считает Огородова. — Хочу сказать, что неслучайно этот вопрос обсуждается в Томске. Потому что наш регион является одним из лидеров развития ядерных технологий. И меня всегда интересовало, насколько полно используется этот ресурс и потенциал у нас на территории».
Консорциум, куда вошли бы заинтересованные организации — такие как ГК «Росатом», Курчатовский институт, Федеральное медико-биологическое агентство, ОАО «Ростехнологии-Биотехпром», компания госкорпорации «Роснано» «ПЭТ-технолоджи» и другие, — мог бы скоординировать взаимодействие отдельных министерств и ведомств. «Внутри него необходимо будет создать проект полного жизненного цикла, — говорит Людмила Огородова. — Сегодня есть компетенции, которые позволяют приступить к обсуждению создания отечественных продуктовых линеек в области радиофармпрепаратов, однако этот сектор экономики еще слабо развит. Поэтому мы предлагаем делать это на базе технологической платформы «Медицина будущего». Здесь потребуется решение вопросов технического регулирования, потребуется оценка приоритетов и форсайт-исследования».
Полноправной частью создаваемого консорциума должен стать и томский центр ядерной медицины — этот проект томичи намерены реализовать, невзирая на отсутствие федеральной поддержки. Губернатор Томской области Сергей Жвачкин, считает, что он может состояться в рамках государственно-частного партнерства.
«Регион обладает серьезными компетенциями в ядерных технологиях и заделом на технологический прорыв. Атомная промышленность занимает важное место в экономике нашего региона. Но атомная отрасль — это не только оборонный комплекс и энергетика. Накопленный за десятилетия научный и технологический потенциал может быть успешно реализован в других отраслях экономики и социальной сферы»,
— отметил губернатор.
По мнению участника дискуссии, заместителя генерального директора центра развития ядерной медицины НИЦ «Курчатовский институт» Александра Хасина, современные радиофармпрепараты можно производить на базе ядерных центров. Но для проведения клинических исследований и апробации препаратов нужна инфраструктура.
«Основной рынок находится на Западе. Но игроки, которые есть на российском рынке, могут скоординировать свои силы. На базе Томска нам видится организация ядерного центра, который проводил бы клинические исследования препаратов, — отметил Хасин. — А задачи по разработке единых стандартов должны лечь на консорциум».
Другая задача, которую мог бы взять на себя консорциум — это формирование внутреннего рынка услуг ядерной медицины в России. Такой рынок, по мнению Людмилы Огородовой, создается через развитие государственно-частного партнерства, через создание центров в том числе. По сути, сейчас идет процесс выстраивания нового сектора экономики — привлечение участников, изучение и анализ компетенций и принятие определенных государственных управленческих решений.
«На современном этапе такая наука, как онкология, не может существовать без разработок ядерной медицины, — считает один из участников дискуссии, директор Евразийской федерации онкологии Сомасундарам Субраманиан. — Более того, онкологическое учреждение не может считаться современным научным онкологическим центром должного международного уровня, если пациенты этого учреждения не имеют доступа к технологиям ядерной медицины. Но здесь я вижу две серьезные базовые проблемы. Во-первых, существует технологическое отставание российской медицины. Зачастую наши медицинские центры не способны обеспечить пациентам выдерживающие конкуренцию с иностранными клиниками диагностику, лечение, дальнейшее наблюдение и контроль заболевания. Это напрямую связано с другой важной проблемой. Сформировалось предвзятое отношение властей, ученых и пациентов к российским технологиям. Все больше пациентов предпочитают лечение за границей. Необходимо срочно восстанавливать доверие к профессионализму и компетентности российской медицины».
Очевидно, помимо технологического отставания консорциуму организаций ядерной медицины, создание которого участники дискуссии поддержали, придется решать и эту идеологическую задачу.
Томск уже в центре
На общероссийском (и, увы, не очень благополучном) фоне развития ядерных технологий в медицине Томск выглядит вполне состоявшимся ядерным центром — не на бумаге, но в делах. Здесь благодаря тесному взаимодействию томских научных институтов и вузов удалось построить цепочку от разработки до производства и применения радиофармпрепаратов.
«Этой проблематикой мы занимаемся уже более четверти века, и за это время была создана целая цепочка радиофармпрепаратов, в том числе абсолютно уникальных для мировой ядерной медицины, которые очень хорошо себя зарекомендовали как в кардиологии, так и в онкологии, — говорит руководитель отделения радионуклидной диагностики НИИ онкологии СО РАМН, профессор Владимир Чернов. — Нашей гордостью является безотходное производство генераторов технеция. А это рабочая лошадка ядерной медицины. Сегодня мы обеспечиваем этой продукцией изотопные лаборатории от Москвы до Южно-Сахалинска. И особо хотел бы отметить, что томская технология производства технеция позволяет в 10 тысяч раз уменьшить количество изотопных отходов по сравнению с классической, которая используется во всем мире».
В последние годы в Томске активировались работы по созданию новых радиофармпрепаратов — во многом благодаря участию организаций-разработчиков в технологической платформе «Медицина будущего», которая стала эффективным инструментом реализации подобных проектов. Например, благодаря платформе в НИИ онкологии был создан радиофармпрепарат для выявления сторожевых лимфатических узлов. Томский препарат в пять раз более активно накапливается в сторожевых лимфатических узлах по сравнению с зарубежными аналогами.
«Цепочка от идеи до разработки радиофармпрепаратов, а также их использования в клинической практике сложилась во многом благодаря тесному взаимодействию томских вузов, учреждений РАМН, НИИ онкологии и фармакологии, — говорит Владимир Чернов. — Многие годы мы успешно сотрудничаем с федеральным медико-биологическим центром имени А.И. Бурназяна. Мы достигли договоренности с Курчатовским институтом о совместной работе над созданием радиофармпрепаратов и развитии ядерной медицины. Можно смело утверждать, что в Томске естественным образом сложился кластер ядерной медицины, в котором происходит разработка радиофармпрепаратов, их производство и использование в клинической практике».
Формирование подобного кластера лишь подтверждает тот факт, что открытие центра ядерной медицины в Томске — вопрос времени.
«Мы должны собрать компетенции участников этого сектора экономики — ядерной медицины, — говорит Людмила Огородова. — Должны скоординировать эти проекты и свои действия. И решить вопрос о создании центров — где они будут? Если это производственные центры и они будут создаваться на базе ядерных научных комплексов, то этот вопрос необходимо решать с Минздравом и органами, которые станут допускать эти услуги на медицинский рынок».