Перешагнув миллиардный рубеж по объему продаж, завод «Сигнал» не намерен останавливаться на достигнутом. «Наша стратегия базируется на простом и емком тезисе — модернизация и постоянное развитие, — не устает повторять генеральный директор завода Валентин Родионов. — Мы должны стремиться к тому, чтобы люди гордились своим предприятием».
Не поспоришь. И, наверное, каждый руководитель хотел бы расписаться под подобным заявлением. Только далеко не на каждом предприятии получается за год удвоить объем выпускаемой продукции, на четверть прибавить зарплаты сотрудникам, больше чем в два раза увеличить производительность труда.
Ставка на молодых
На «Сигнале» не живут днем сегодняшним. Если не думаешь о будущем, если не видишь в нем себя, значит, не получится ничего. Очень конкретный и характерный пример. За прошлый год предприятие получило весомую чистую прибыль — почти 32 млн руб. И, в принципе, можно было бы разделить эти деньги между акционерами, выплатив дивиденды. Но на годовом отчетном собрании, которое прошло на заводе месяц назад, принимается иное решение — направить деньги на другие цели. И под номером один в списке этих целей, даже впереди модернизации производства и освоения новой техники, стоит программа привлечения молодых специалистов.
«Сигнал» — завод с традициями. С легендарным прошлым. С легендарными людьми, которые вписали немало ярких страниц не только в историю города, но и в историю страны в целом. Достаточно назвать имя первого директора Анатолия Мальского, чья неукротимая воля и талант руководителя смогли так сплотить коллектив, что были решены совершенно нерешаемые задачи и достигнуты недостижимые цели. На заводе и сейчас работают несколько десятков специалистов, которые пришли на «Сигнал», когда того еще не было, и было это почти полвека назад. Казалось бы, ветераны должны печься прежде всего о каких¬-то преференциях для работников с большим стажем. Но они говорят о другом: заводу нужна свежая кровь, надо привлекать молодежь, думать о будущем.
Как привлечь? Самая неподъемная ноша сегодня — покупка жилья. На многих обнинских предприятиях, как признаются руководители, именно из-¬за его отсутствия молодые кадры не задерживаются — уезжают на заработки в Москву, в Подмосковье. Впрочем, хлеб такой далеко не так легок, как кажется со стороны, да и результатом люди, бывает, недовольны. А «Сигнал» сделал ставку как раз на решение главной проблемы — жилищной. Причем это не разовая акция, когда наскоком выделят какой¬-то финансовый кусок и надолго забудут о теме. Это планомерная, постоянная работа. Сначала завод построил несколько многоквартирных домов и дал служебные квартиры молодым специалистам. Потом объявили: будете продолжать работать на предприятии — квартиры отойдут вам. А сейчас — новый уровень, новая ступенька. Завод выделяет немалые деньги на покрытие ипотеки. 350 тысяч дается в погашение первичного взноса на квартиру, а еще 400 — на покрытие процентов по займу. То есть всего выходит 750 тысяч, хватит на оплату третьей части достойной двухкомнатной квартиры. И в июне текущего года уже было решено помочь по такой схеме двум молодым сотрудникам.
В этом же июне к празднику — Дню защиты детей — «Сигнал» открыл современную детскую площадку в Олимпийской деревне. Там завод построил три многоквартирных дома, где живут более тридцати семей молодых специалистов, у них растут дети, и понятно, что родителям хочется создать для них уют и комфорт. И новая детская площадка стала еще одним добрым жестом внимания, которым окружают на предприятии молодежь.
Впрочем, финансовая и материальная помощь — далеко не единственный вариант поддержки. Те, кто только приходит на завод со студенческой скамьи, слишком мало знают о производстве, не обладают практическими навыками. Для профессионального роста им нужна дополнительная учеба. И на «Сигнале» ввели в действие институт наставничества, когда ветераны — те, о которых говорят «золотые руки и светлая голова», — по сути, становятся персональными шефами только что поступивших специалистов.
Как итог — на завод стала идти молодежь. Среднестатистический «сигналец» резко помолодел — 16% заводчан моложе 35 лет, тогда как еще несколько лет назад на предприятии в основном трудились люди, близкие к пенсионному возрасту.
Ставка на развитие
Более миллиарда рублей выпущенной за год продукции. Более миллиона рублей — выработка на одного сотрудника. 210 миллионов — только налоги и сборы. Мощный производитель. Крупнейший налогоплательщик региона. Махина. Сами работники, шутя, называют «Сигнал» подводной лодкой. Потому что здесь было все, чтобы «уйти в автономку» и ни от кого не зависеть.
Такой подход был заложен еще в советские времена, но в сегодняшних условиях мало оправдан — эпоха товарного дефицита канула в Лету, и стандартные непрофильные вещи дешевле заказать на стороне. А те огромные резервные мощности, которые прежде были нужны для любой и каждой мелочи, настроить на выпуск уникальной продукции. Во¬-первых, так резко падает себестоимость — нет нужды тратить огромные деньги на содержание и обслуживание недогруженного оборудования. Во-¬вторых, появляется та самая возможность предложить на рынок свой, уникальный продукт.
Но такая «революция» стоит немалых усилий и многих миллионов. Поэтому прибыль на заводе не делят между акционерами, а инвестируют в будущее, покупая новые, самые современные станки и автоматизируя производство. На модернизацию оборудования только за прошлый год потрачено почти 42 млн руб., а в IT-технологии вложено 7,7 млн. В результате производительность труда, о чем уже говорилось выше, выросла больше чем вдвое.
Если же говорить о перспективе, завод по-¬прежнему ориентируется на двух главных стратегических заказчиков — Минобороны и Росатом. Изделия военной техники и аппаратура для АЭС — вот основной пакет в портфеле заказов. Но это новые образцы и новая аппаратура. И что еще немаловажно — опыт самых последних лет, когда управление в Минобороны велось «по¬-сердюковски», показал, что «класть все яйца в одну корзину» нельзя. Поэтому руководство завода активно ищет новые контакты, предлагает на рынок новые — «неатомные» и не «военно¬-ориентированные» проекты. Завод «Сигнал» готов рассматривать любые формы сотрудничества по реализации инвест-¬проектов, при этом предоставляя свободные производственные площади с готовой инфраструктурой. В регионе развит автокластер? Есть что предложить ему. Общество все пристальней присматривается к энергосберегающим технологиям? У «Сигнала» есть свой ответ на этот вопрос. Если искать метафоры, то сегодня «Сигнал» точнее сравнивать не с подводной лодкой, а со сжатой пружиной. Он готов вытолкнуть накопленный потенциал, откликнувшись на вызов рынка, причем с невероятной энергией.
«На годовом собрании люди подтвердили, что формула приоритетов выбрана нами правильно, — говорит Валентин Родионов. — Новые технологии, инвестиции и модернизация, снижение издержек, профессиональная квалификация и рост производительности труда».
Сегодня «Сигнал» уверенно смотрит в будущее, быстро идет вперед. Хотя выбранный им курс движения легким и беззаботным никак не назовешь. Но свершений без труда, упорного и методичного, нигде не бывает.
«Сигнал» приглашает партнеров к сотрудничеству в реализации инновационных проектов, даже самых амбициозных.