Советник генерального директора атомной электростанции "Пакш" Пал Ковач открыл дверь на лестницу, и группа иностранных журналистов поднялась в понедельник на смотровую галерею диспетчерского зала. За стеклом четыре оператора, сидя перед компьютерными экранами и пультами управления с десятками тумблеров, кнопок и мигающих индикаторов, управляли четвертым блоком атомной станции.
Табло на стене высвечивало попеременно 488 и 489 мегаватт — на такой мощности работал в эти минуты 500-мегаваттный реактор советской конструкции ВВЭР-440, который Ковач только что с гордостью показывал своим гостям с такой же галереи в гигантском реакторном зале с другой стороны комплекса.
— Это начальник смены, слева оператор реактора, это оператор турбины, справа оператор электрогенерации,
— объяснял Ковач. Затем он обернулся к окну и показал журналистам обширную поросшую травой ровную поляну.
— А это площадка для новых блоков,
— сказал он.
В январе этого года Россия и Венгрия подписали межправительственное соглашение о строительстве силами российской госкорпорации "Росатом" двух новых блоков АЭС "Пакш" мощностью по 1000 МВт каждый, а в марте было подписано соглашение о российском кредите на сумму до 10 миллиардов евро сроком на 35 лет, который составит 80% финансирования этого проекта. Это соглашение на десятилетия свяжет Венгрию и Россию экономическими узами, увеличит энергетический потенциал центральноевропейской страны и создаст здесь тысячи новых рабочих мест.
Соглашение было подписано незадолго до парламентских выборов в стране, которые подтвердили конституционное большинство правящей партии ФИДЕС во главе с премьер-министром Виктором Орбаном. Венгерские социалисты критиковали Орбана за недостаточные консультации с оппозицией по поводу этого договора, а "зеленые" в разных странах протестовали против развития атомной энергии как таковой. Лозунги против "Пакша" можно было видеть на небольших демонстрациях в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Вену в конце июня. Однако парламент Венгрии ратифицировал как межправительственное соглашение, так и договор о кредите.
Здесь, в Пакше, примерно в 100 километрах к югу от Будапешта, о новых блоках говорят как о насущной необходимости, а построенную в 80-е годы прошлого века в рамках кооперации СЭВ атомную станцию считают национальной гордостью Венгрии.
По словам технического директора станции Гезы Пекарика, если раньше АЭС "Пакш" производила около 40% электроэнергии Венгрии, то сейчас из-за уменьшения производства на других электростанциях ее доля выросла до 50,7%.
Еще на 20 лет
Строительство станции началось в 1975 году. Ее закладной камень экспонируется сегодня в специальном музее атомной энергии недалеко от проходной, куда ежедневно приезжают на экскурсии группы венгерских граждан. Первый энергоблок введен в действие в 1982 году, а последний, четвертый, в 1987 году. Первоначально их проектный срок эксплуатации составлял 30 лет, говорит Пекарик. В последние годы путем обширных и дорогостоящих работ, включающих изучение исторических данных по нагрузкам на различные узлы, осмотру и частичной замене деталей, проводится сертификация станции на следующие 20 лет. По словам технического директора, первый блок уже сертифицирован, второй сертифицируется сейчас.
Таким образом, введение новых блоков не удвоит мощность "Пакша", а постепенно заменит ныне работающие четыре блока, суммарная мощность которых составляет 2000 МВт, на два новых такой же мощности, объясняет Ковач, указывая на тщательно охраняемые кубы сооружений, выкрашенных в зеленый и коричневый цвета. Перехлест составит от 5 до 7 лет до того момента, когда ныне работающие блоки будут выводиться из эксплуатации, говорит он. Строительные работы начнутся, по его словам, в 2016 или 2017 году.
Венгерские СМИ сообщили на этой неделе, что России и Венгрии предстоит заключить еще три договора, прежде чем может начаться строительство новых блоков АЭС "Пакш". Со ссылкой на представителя правительства Аттилу Асиди, бюллетень Hungary Matters пишет, что контракты, которые венгерские специалисты сейчас составляют и представят на обсуждение коллегам из "Росатома", касаются планирования, строительства и запуска новых блоков, поставок и утилизации ядерного топлива, а также эксплуатации и сервиса блоков.
Фактор энергетической безопасности
Реки в Венгрии — равнинные, в том числе и протекающий вблизи Пакша величественный Дунай, который в своем среднем течении заметно замедляет ход из-за уменьшающегося перепада высоты. А, следовательно, развитие гидроэнергетики повлекло бы за собой затопление больших территорий под водохранилища, что неприемлемо сегодня ни с природоохранной, ни с политической точки зрения.
— У нас нет гидроэнергетических ресурсов, не так много потенциала в ветре — ветровая энергия сможет заполнить меньшую нишу, чем ожидалось. Исходя из нынешних потребностей в энергии, не более 30% может быть заполнено энергией из возобновляемых источников. Таким образом, единственные возможности, которые есть, это атомная энергия и импорт. Импорт — это зависимость, это в какой-то момент становится вопросом национальной безопасности. Потому надо мудро балансировать между этими источниками, —
говорит Ковач.
С развитием "Пакша" Венгрия сможет поставлять электроэнергию не только для собственных нужд, но и на рынок ЕС, который, по мнению Ковача, включит в себя ко времени запуска новых блоков и соседнюю Сербию. Рассчитывает Венгрия и на поставки электроэнергии в Италию.
— Если бы в Европе была в этом году такая же серьезная зима, как в США, по нашим расчетам, мы бы с трудом справились. Мы хотим чувствовать себя в безопасности, поэтому атомная энергия должна быть частью энергетического портфеля не только Венгрии, но и Европы в целом,
— говорит Ковач.
В отличие от некоторых других европейских стран, где сворачивают атомные программы, местное население, по его словам, поддерживает развитие атомной энергетики в Венгрии. По данным исследования агентства TNS Hoffmann, сделанного по заказу венгерской государственной энергетической компании MVM в середине мая, около 58% опрошенных граждан Венгрии "безусловно поддерживают" расширение станции, а 74% респондентов считают необходимым развитие атомной энергетики в принципе. Судя по тому, что на живописных берегах Дуная в районе Пакша можно видеть немало отдыхающих, местные жители вполне уверены в безопасности АЭС и чистоте окружающей природы.
После Фукусимы
То, что станция находится в центре Европы, влечет за собой и особые требования в области безопасности, говорят руководители станции.
По словам технического директора Пекарика, улучшение систем безопасности началось в 1992-1994 годах с введения системы AGNES, которая подразумевала технологическую модернизацию и модернизацию зданий. После аварии на Фукусиме, вызвавшей новую волну опасений за безопасность атомной энергетики, были проведены дополнительные стресс-тесты.
— Станция уже защищена от сейсмической активности. Даже самые высокие наводнения на Дунае ее не заливают, — говорит Пекарик. По его словам, дамбы на берегах Дуная вблизи станции устроены так, что на левом берегу они несколько ниже, чем на правом, где стоит "Пакш". Таким образом, в случае небывалого наводнения и перелива вода может залить территории по левому берегу, но не тронет АЭС.
Помимо собственно электростанции, "Пакш" развивается в последние годы как комплексный центр атомной промышленности. При помощи Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) был куплен реактор ВВЭР-440, строительство которого было остановлено в Польше. На его базе вблизи АЭС "Пакш" создан тренировочный центр по ремонту и обслуживанию реактора, который руководство предлагает не только своим специалистам. На сегодня курсы здесь уже прошли группы специалистов из Вьетнама и Украины.
Космический уровень
Здесь можно заглянуть в пустой реактор, спуститься в парогенератор — огромный теплообменник, где энергия из первого водяного контура, замкнутого на реактор, создает насыщенный пар второго контура, вращающего турбину. Во время регулярных остановок на техническое обслуживание сотрудники станции проверяют парогенератор, когда он охлаждается до температуры 50 градусов. В учебном центре он холодный, однако в зале все так же, как и в действующем блоке: на входе висят белые халаты, стоят дозиметрические контрольные устройства.
В соседнем зале — блестящие цилиндры, в которых загружаются в реактор шестигранные тепловыделяющие сборки (ТВС). В них, в свою очередь, заключены тепловыделяющие элементы (ТВЭЛы), содержащие ядерное топливо. Эти сборки — сердце реактора — поставляются "Пакшу" российской компанией ТВЭЛ, принадлежащей "Росатому". По требованиям Евросоюза "Пакш" держит на месте двухгодичный запас топлива, сказал Пекарик.
— Я не могу сравнить ядерную технологию ни с чем другим, кроме космической, — с восторгом говорит Ковач, показывая журналистам топливные конструкции. — Представьте себе, что при загрузке топлива эта 19-метровая конструкция должна встать на место с точностью в три микрона. Если допуск по высоте составляет больше трех микронов, значит, где-то попала частичка металла или резины и тогда нельзя будет обеспечить необходимую герметичность крышки реактора. Это самые высокие технологии! — продолжает он.
Полный цикл
С другой стороны от станции построена напоминающая крепостную стену цепочка зданий для временного хранения отработанного топлива.
Вплоть до 1998 года Венгрия отправляла отработанное топливо обратно в Россию. Но с 1997 года здесь построено 20 хранилищ, в которых сейчас находится 8077 отработанных топливных сборок, рассказывает директор государственной компании по управлению ядерными отходами PURAM Ференц Кереки. Отработанные сборки сначала выдерживаются в бассейнах на территории АЭС, а затем поступают сюда для сухого хранения на период до 50 лет. При этом планируется расширение центра до 33 хранилищ. Каждое такое хранилище представляет собой сложное сооружение с системой охлаждения и контроля.
По словам Кереки, сейчас ведется геологическая разведка на предмет строительства комплекса для окончательного захоронения ядерного топлива в аргиллитовых породах вблизи деревни Бода на юге Венгрии, где отработанное топливо можно будет хранить на глубине от 800 до 1000 метров. Предполагается, что после 2020 года начнется строительство, а в 60-х годах этого века хранилище будет введено в строй.
Однако Ковач утверждает, что захоронение — это лишь один из сценариев, к которому готовится венгерская атомная промышленность, настроенная на полный ядерный цикл.
— Мы ждем решения проблемы преобразования отработанного топлива в новый источник энергии, — говорит он. — Да, захоронение разрабатывается, но предпочтительный сценарий для нас — что технология использования отработанного топлива, репроцессинга станет доступна в течение следующих двух-трех десятилетий.