Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) обнародовало свой ежегодный прогноз о будущем ядерной энергетики. И прогноз-минимум, и прогноз-максимум на 2030 год были пересмотрены в сторону увеличения по сравнению с прогнозом прошлого года. Согласно прогнозу-минимум в 2030 году в мире будет создан ядерный энергетический потенциал мощностью примерно 510 гигаватт (ГВ). То есть нынешний потенциал ядерной энергетики, достигающий 370 ГВ, увеличится на 40%. Согласно прогнозу-максимум суммарная мощность ядерной энергетики мира достигнет 810 ГВ — более чем удвоится. Эти пересмотренные прогнозы на 2030 год на 8% выше прогнозов, обнародованных в прошлом году. Авторы всех исследований по-прежнему прогнозируют устойчивый рост спроса на энергию в средне- и долгосрочной перспективе.
По информации Euronews, в одной из стран, где ранее было принято решение отказаться от атомной энергетики, — в Германии – обнародован план, согласно которому не только будет продлена работа 17 действующих АЭС, но и будут построены новые атомные станции третьего поколения.
«Энергетическая ситуация в мире очень тревожная. Рост энергопотребления в таких развивающихся странах, как Китай, Индия, Бразилия имеет очень высокий темп. Дело в том, что в этих странах очень низкий уровень энергопотребления на душу населения. И понятно, что они будут стремиться выйти на уровень энергопотребления такой же, как в развитых странах. Они давно отстали, не имея соответствующей промышленности, систем, технологий, которые требуют этой энергии. Поэтому сейчас они очень быстро развивают свои промышленные возможности. Это идет, в том числе, и за счет инвестиций из развитых стран, которые используют местную дешевую рабочую силу. Прибыль там больше, чем если вкладывать те же самые средства в развитых странах. Поэтому туда идут инвестиции, там строится разная промышленность – автомобильная, металлургическая и пр., что требует электроэнергии. Таким образом, эти страны очень быстро наращивают свои энергетические потребности. Это фактически отражается и в ценах на нефть. Она росла потому так быстро, что в число потребителей включились такие очень большие по народонаселению страны, как тот же Китай. Думаю, что потребность в энергии будет очень быстро расти. И поэтому нужно попытаться использовать все возможные источники энергии, которые могут удовлетворить эту потребность, в том числе атомная энергия, как наиболее готовый технологический продукт. И развиваться она должна не с поправкой на 8%, а еще более быстрыми темпами. Предполагаю, такие ограничения вызваны большой капиталоемкостью и машиностроением, и это очень быстро не сделаешь. Думаю, что цифры, называемые МАГАТЭ, недостаточны для того, чтобы удовлетворить энергетические потребности. Поэтому все страны должны работать по увеличению возможностей ядерных мощностей, даже, возможно, более высокими темпами, чем сейчас предлагает МАГАТЭ.
Основная причина увеличения объема ядерных мощностей в Европе и Америке связана с политикой сокращения выбросов парниковых газов. По мнению европейцев и американцев, ядерная энергия является более чистой, чем энергия, получаемая через сжигание органического топлива. Это на самом деле так. Но это не единственный аргумент. Дело в том, что за счет органики, за счет нефти, газа и даже угля наращивание тех потребностей, о которых я говорил, такими быстрыми темпами и в таких объемах невозможно. Ведь эти объемы будут наталкиваться на ограничение ресурсов органического топлива. Ясно, что пикинг-фактор (когда ресурс выходит на максимальный объем) нефти наступит в 2020-е годы – объемы ее добычи достигнут максимума, и дальше их невозможно будет наращивать, уходя в труднодоступные районы. Пикинг-фактор газа сдвинут немного дальше, где на 2030-е годы. А атомная энергетика в этом смысле не ограничена ресурсами, если действовать по той линии, которая сейчас принята в нашей стране, т. е. замыкание топливного цикла, использование быстрых реакторов, которые позволяют иметь расширенное воспроизводство топлива и, наконец, атомная энергетика не может ограничиться только использованием для производства электричества. Ее придется внедрять для, допустим, производства водородного топлива с помощью ядерных технологий, например, из воды. Программа, которая у нас в стране обсуждается, и по ней частично уже принято решение, является принципиальной. Мы в этих решениях, я считаю, идем впереди, а дальше перед нами стоит еще более серьезный вопрос их реализации. Это основная наша задача – наращивание топливного производства, машиностроения, научно-исследовательской работы, конструкторских и эксплуатационных кадров, строителей».