Государственная дума РФ 20 января приняла в первом чтении законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)», внесенный правительством России. Задача рассматриваемого закона – внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами". Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО, большая часть которых была накоплена с советских времен в рамках военного ядерного проекта.
Юрий Липатов, председатель комитета Государственной думы по энергетике:
Сегодня в стране отсутствует серьезная правовая база, которая позволила бы в полной мере регулировать все вопросы, связанные с безопасным хранением радиоактивных отходов. А между тем создание единой государственной системы обращения с РАО просто необходимо: уже сейчас у нас накоплено значительное количество таких отходов.
Среди несомненных плюсов этого законопроекта я бы отметил, во-первых, введение запрета на дальнейшее накопление РАО без их захоронения. Во-вторых, введение разграничения между собственно радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Таким образом, подчеркивается, что отработавшее ядерное топливо не является отходами. В-третьих, законопроект устанавливает главный природоохранный принцип: «загрязнитель платит» - вводятся обязательства по финансированию захоронений РАО и единые тарифы на размеры отчислений в специальные резервные фонды. В-четвертых, создается единая госсистема обращения с РАО, определяются ее главные субъекты – Росатом, как орган государственного управления в обращении с РАО, и национальный оператор по обращению с РАО, которого назначит правительство по представлению Росатома. В-пятых, определяется понятие собственности на пункты захоронения РАО. Они могут быть либо в федеральной собственности, либо в собственности Росатома. По пунктам долговременного хранения РАО теперь также есть ясность по возможным собственникам – либо РФ, либо российские юрлица, имеющие соответствующую лицензию.
Все задачи, связанные с законодательным обеспечением обращения с РАО, нам необходимо решать в кратчайшие сроки.