Государственная дума РФ 22 декабря ратифицировала соглашение между правительствами России и Японии о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии. Целью соглашения является возможность организации и реализации крупномасштабных экономических проектов в ядерной области в рамках международных обязательств обеих стран, включая их обязательства в отношении Международного агентства по атомной энергии.
Валерий Язев, заместитель председателя Государственной Думы РФ:
Ратифицированное Государственной Думой РФ Соглашение между Российской Федерацией и Японией о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии является продолжением аналогичного Соглашения от 1991 года, которое действовало до мая текущего года. За пределами нового Соглашения, по-прежнему, остаются технологии по обогащению урана и переработке отработавшего ядерного топлива, производства ключевых реакторных материалов, включая тяжелую воду и плутоний. Причина не только в сохранении российского приоритета в указанных областях, но и в требованиях Договора от 1968 года о нераспространении ядерного оружия. При этом Россия оказывает Японии услуги по испытанию японских топливных сборок для реакторов на быстрых нейтронах.
Японию интересует, прежде всего, получение совместно с Росатомом уранового топлива из месторождений в Якутии и Монголии. России это также выгодно. Более того, японским коллегам предложено войти в состав учредителей Международного центра по обогащению урана в Ангарске.
Россия планирует увеличить свою долю на рынке услуг по обогащению урана для АЭС в Японии с 15% до 25%, включая тепловыделяющие сборки квадратного сечения для реакторов PWR (их в Японии сегодня 30).
Для российских атомщиков существенный интерес представляют технологии проектирования и сооружения легководных атомных электростанций, благодаря которым срок строительства блока АЭС может быть сокращен до 3-4 лет.
Ряд важных для Японии тем, в первую очередь, связанных с развитием реакторов-бридеров на быстрых нейтронах, в Соглашении непосредственно не фигурируют, но сотрудничество предполагается без утраты Россией контроля над технологиями замкнутого топливного цикла АЭС с реакторами на быстрых нейтронах. Известно, что Япония в 2006 году приняла новую энергетическую стратегию, в соответствии с которой доля АЭС в электроэнергетике к 2030 году должна составить не менее 40% (сегодня - 29%), а к концу века - 60% всей первичной энергии, потребляемой Японией. Это обеспечивает в долгосрочном плане для российских предприятий по переработке и обогащению ядерного топлива весьма большую рыночную нишу, поскольку сегодня только Россия и Франция обладают технологиями и опытом в области замкнутого ядерного топливного цикла для АЭС с реакторами на быстрых нейтронах. Следовательно, сотрудничество между Россией и Японией в мирном использовании атомной энергии будет развиваться и, как говорят, обречено на успех.